Претендуем быть оплотом традиционных ценностей? Разводы — по-прежнему беда России
Распадается 70% браковЗа первые пять месяцев число разводов в России почти равняется числу заключенных браков — на 100 браков пришлось 95 разводов. Это почти в точности повторяет динамику прошлого года. И хотя по итогам всего года это соотношение улучшится в пользу браков (лето и осень — традиционно брачный сезон), пропорция свидетельствует о том, что с семейными представлениями в сознании россиян далеко не все в порядке.
В прошлом году на 100 браков пришлось 70 разводов, годом ранее — 73. Но с середины 2000-х и до конца 2010-х эта пропорция была около 55 к 100. То есть ситуация ухудшается.
Как было с разводами раньше? До 1917 года они были исключительным явлением: 1-2 на 1000 браков. Советской властью они были резко упрощены, но при Сталине снова серьезно ограничены. А вот Хрущев их резко упростил. С тех пор в России и начался кризис семьи. Вот статистика разводов по годам (число разводов на 100 браков):
- 1950 — 4;
- 1960 — 12;
- 1970 — 30;
- 1980 — 40.
Недаром в позднесоветских фильмах типичной была разведенная женщина с ребенком, зачастую курящая. Дальнейший рост начался в 1990-х, когда на 100 браков стало приходиться уже около 60 разводов. В начале 2000-х снова произошел скачок, но в 2003-2005 гг. ситуация заметно улучшилась. С тех пор почти 15 лет пропорция разводов была стабильной, но с 2018 года снова началось ухудшение.
Мы обращали внимание на то, что в 2017 году была зафиксирована заметная деградация репродуктивных установок населения: больше людей стали одобрять сожительство, добрачные половые связи, чего в СССР было гораздо меньше. Соответственно, произошел дальнейший упадок представлений о семье. Также все опросы фиксируют, что большинство россиян считают вполне допустимыми разводы и аборты, и вот это идет еще со времен СССР.
В этих условиях ожидать улучшения можно или при заметном улучшении социально-экономических условий, или при нравственном очищении общества. Первого нет, а ко второму робко только пытаются приступить. Речь идет о более жестком контроле СМИ и интернета, чтобы публичное освещение непотребств стало крайне затруднительным, в том числе пропаганда половых извращений.
Ряд телеграм-каналов пишут о том, что запрет пропаганды содомии — это больше пиар властей, которые будто бы считают себя духовными, а на самом деле уровень разводов у нас еще выше, чем в Европе, которую они обвиняют в бездуховности.
"Надо меньше трещать и больше делать. Можно хоть каждый день проводить день семьи и любви, запрещать ЛГБТ и заниматься прочей мишурой — показатели разводов все равно пробьют потолок. А можно заняться строительством дешевого жилья, социалкой и образованием и проверить, как такие скрепы отразятся на семейном счастье", — пишет "Русский футурист".
Здесь, правда, смешивается сразу несколько вопросов. Во-первых, влияние этого запрета можно будет оценить не раньше, чем через несколько лет, поэтому делать выводы сегодня просто некорректно. Очень многое, кстати, будет зависеть от того, насколько реальным будет этот запрет. Во-вторых, запрет пропаганды содомии необходим сам по себе. Если в Уголовном кодексе карается убийство или грабеж, то это не потому, чтобы общая смертность была ниже, а среднедушевой доход — выше. То же самое с половыми извращениями, в том числе педофилией. Детская смертность, может, и не снизится, но разве это единственный критерий? Педофилов карают не за рост статистики детской смертности, а за конкретное преступление. Таким же преступлением должна считаться пропаганда любых извращений.
В-третьих, нельзя механически сравнивать Россию и страны Запада по уровню разводов, так как важно учитывать контекст. В России до самых последних лет брачность была в среднем выше, чем на Западе — 7-8 браков на 1000 населения в год. В последние два-три года этот коэффициент снизился почти до 6 (2020 год не в счет, когда под предлогом ковида браки были даже временно запрещены). То есть браков стало заключаться меньше, поэтому при том же самом числе разводов пропорция выросла. Действительно, число разводов в России с 2004 года составляет 600-700 тыс. и не растет. Увеличивается пропорция к бракам. Значит, другая сторона проблемы в том, что молодежь не спешит вступать в брак.
Для сравнения, в странах Запада уровень брачности ниже — во многих странах он 4-5, а то и меньше. О чем это говорит? Там намного реже вступают в брак, а гораздо чаще живут в сожительстве, прекращение которого в статистику не попадает. Но в брак вступают осознаннее, так как сама пропорция все же в их пользу.
Может ли это быть нормой для России? Нет. Это преимущественно протестантские страны, культура которых "замешана" на индивидуализме. Если рядом живут мужеложники, их это просто "не касается". На Руси же испокон веков была общинность, и даже фраза "не твое дело", обычная для европейцев, у нас звучит почти как выражение неприязни.
Еще одна характеристика коренного отличия нас от стран Запада — доля внебрачных рождений. В России она в худшие годы была до 30%, а вообще держится чуть выше 20%. На Западе же она во многих странах превышает 50%. То есть там половина детей рождается в сожительстве. В России, к счастью, "всего" около 20%. Это говорит о том, что детей у нас рожают в основном в браке. Чем больше браков, тем больше детей. И действительно, в 2005-2014 гг. число браков росло, а вместе с ним и рождаемость, которая еще два года держалась на достигнутом уровне. После этого брачность пошла вниз, а вместе с нею пошла вниз и рождаемость. Так что распад или несоздание семьи в России — это и удар по рождаемости, а значит, по будущему России.
Поэтому ключевой проблемой является государственная политика поддержки семьи и брака. И не только в смысле выплат, которые есть, а в смысле целостной политики. А вот ее нет. СМИ и интернет наводнены тем, что прямо противоположно семейным ценностям. Власти при этом действуют непоследовательно, однобоко. Поддержка семьи должна перестать связываться с выплатами, а стать государственной политикой. Россия должна стать страной крепких семей. Тогда и разводов станет меньше, и детей больше.