Дело о "мертвых душах" умерло?
Экс-замминистра просвещения Марина Ракова признала вину в хищениях, она заявила даже, что готова возместить ущерб, и попросила отпустить ее из СИЗО под домашний арест. В то же время ректор РАНХиГС Владимир Мау был выпущен под подписку о невыезде, якобы из-за состояния здоровья. Среди других фигурантов этого скандального коррупционного дела проходят проректор РАНХиГС Иван Федотов, ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук ("Шанинка"), директор Института общественных наук РАНХиГС Сергей Зуев и др.
На фоне крупных перемен в политике внешней, казалось бы и внутренняя теперь развернулась, но не тут-то было, считают некоторые эксперты и вспоминают, что таких "громких" дел вокруг разных министерств было уже достаточно (вспомним Министерство обороны или слухи вокруг Минпромторга), но действующие лица меняются, а сценарий остается прежним, все, кто что-то знает, остаются на свободе, а иногда еще и стихи с картинами потом пишут. Что это было и какие дальнейшие "посадки" могли бы последовать?
Дело о "мертвых душах" благодаря одному лишь названию войдет в историю антикоррупционной борьбы - ректора и его товарищей обвиняют в том, что они оформляли сотрудников, которых нет, и получали их зарплату. По мнению многих – это настоящее дно. Вину признала не только Ракова, но и Сергей Зуев – ушел на домашний арест до 21 октября после того, как признался и возместил ущерб в размере свыше 15 млн руб.
"Откупился? Едва ли. Слишком громкое дело. Как говорили в культовом фильме "Сядут все". Не исключено, что даже Мау, пусть, условно. Но все равно это крест на блестящем жизненном пути, — пишет экономист Никита Кричевский в своем телеграм-канале "Антискрепа". – С другой стороны, тырить бабло из бюджета, фиктивно оформляя сотрудников на зарплаты – редкостное западло. Только за это нужно гнать из власти. Чтоб не позорили".
Да, Зуев рассказал о соучастниках, Марина Ракова тоже стала ниточкой, которая привела следствие к Мау и Зуеву, но сейчас ей суд не спешит менять меру пресечения минимум до октября. Ходатайство защитников бывшего замминистра просвещения в назначении ей домашнего ареста отклонено, срок содержания под стражей продлен до 6 октября. По информации из открытых источников, все же Ракова освоила гораздо больше Зуева – ей вменяют 20-50 млн руб., но дело даже не в этом, а в ее покровителе вице-премьере Правительства РФ Андрее Белоусове, а далее и в самом Грефе, в команде которого Ракова планировала наживаться на "мертвых душах".
"Конечно, речь не о том, чтобы подтянуть Белоусова по этому делу, а о том, чтобы ослабить его на аппаратном уровне, внушить политическому руководству страны, что он создаёт проблемы и покровительствует коррупционерам", — пишет телеграм-канал "The Moscow Post".
Так что не удивительно, что дело самого ректора РАНХиГС Владимира Мау разваливается, хотя самый благоприятный для него исход все равно не очень хорош – он лишится своего кресла ректора. И все же теперь он выйдет сухим из воды – об этом заговорили сразу же после того, как его выпустили из СИЗО, якобы кто-то за него похлопотал, считают эксперты.
Так что слухи о масштабной зачистке не оправдались, экономист Михаил Делягин говорит, что никаких признаков для чего-то политически значимого в деле о "мертвых душах" не предвидится.
"Да какая же это "зачистка"? Все уже счастливы, не удивлюсь, если господин Мау скоро будет замминистра просвещения или даже министром образования и науки. У Раковой проблемы, потому что она вину признала, а те, кто вину не признает, у них все хорошо.Мау, может быть, пригрозил как-то, как в свое время Пугачева пригрозила или госпожа Васильева пригрозила – что будете спрашивать, а я вам на все вопросы отвечу. И все перепугались. Может, Чубайс позвонил из Италии и все стало хорошо у них? Вряд ли тут до Кудрина дойдет, до Мантурова, как мы помним, уже "дошло". Пока нет никаких признаков для чего-то политически значимого, что это "зачистка" или что пойдет дальше и выше", – сказал Михаил Делягин в беседе с Накануне.RU.