Китай начал бессрочную военную блокаду Тайваня
Народно-освободительная армия Китая начинает новые учения по окружению и обороне острова Тайвань. Маневры китайской армии в этом районе стали уже привычным делом. В этом году, наверное, не было ни одной недели без того, чтобы самолёты ВВС НОАК не входили в опознавательную зону ПВО Тайваня, а корабли не появлялись вблизи берегов острова. Тем не менее, спикер Конгресса США Нэнси Пелоси смогла беспрепятственно добраться до Тайваня, встретиться с главой местной администрации Цай Инвэнь и столь же благополучно улететь. Так каким образом Пекин собирается оборонять остров, который ему пока де-факто не подконтролен? Подробнее — в материале Накануне.RU.
Организаторам полёта Нэнси Пелоси через Тихий океан удалось сделать яркое шоу. Первая остановка была на Гавайских островах, где спикер Конгресса помянула жертв нападения на Перл-Харбор. Исторические отсылки были более чем очевидны, только в качестве вероятного противника рассматривается уже не Япония.
Пока МИД и Минобороны Китая предостерегали американских политиков от посещения Тайваня, борт Пелоси летел со включенным транспондером и за его маршрутом можно было следить онлайн, в том числе и из КНР, где приближение незваной гостьи отслеживало до 200 млн человек.
Прибытие американского спикера вызвало недовольство у китайских пользователей, а зарубежные наблюдатели назвали этот факт даже "потерей лица для Китая" и ударом по позициям Си Цзиньпина перед приближающимся съездом компартии.
Мы уже писали, что идею бесполётной зоны над Тайванем предлагал не председатель КНР, а бывший главред Global Times Ху Сицзинь. Его твиттер отмечен как "официальное издание КНР", хотя сейчас Ху — это просто блогер, пусть патриотичный и довольно влиятельный. Поэтому недовольство китайцев прилётом Пелоси — это медийный скандал, а не политический.
Гораздо интереснее ответ китайских военных. Минобороны КНР заявляло, что "не будет сидеть, сложа руки". Но ВВС НОАК не пытались перехватить американский борт. Впрочем, и раньше китайские лётчики ничего подобного на Тайване не делали. Весной этого года остров уже посещала делегация американских конгрессменов, в Тайбэй регулярно приезжают политики из Литвы или стран, признающих "Китайскую республику". Военные материкового Китая также никак не препятствовали этим визитам.
Однако усиление военной активности в прибрежных районах началось почти сразу же, как только Пелоси вылетела из США. Китайские самолёты появились над Тайваньским проливом, а с 4 августа у берегов острова начались масштабные учения. Причём, в отличие от марта, карта их проведения была сразу же показана в СМИ, китайский флот демонстративно пересёк срединную линию Тайваньского пролива и приблизился к острову ближе чем на 12 миль, показывая, что не признаёт наличие у Тайваня собственных территориальных вод. Кроме того, впервые район учений затронул часть вод в исключительной экономической зоне Японии, а также акваторию у островов Дяоюйдао (Сэнкаку). Таким образом, ВМС НОАК, вероятно, отрабатывают действия против Тайваня с учётом возможного вмешательства в конфликт Страны восходящего солнца.
Из-за учений был закрыт квадрат у крупнейшего тайваньского порта Гаосюн, что затруднило движение туда гражданских судов. Кроме того, с 3 августа прекратились поставки песка. Тайвань закрывал импортом с материка около трети своих потребностей. Юг и центр острова снабжаются за счёт собственных ресурсов, а импорт в основном идёт для нужд строительства на севере — прежде всего в столичном Тайбэе. Кроме того, вслед за прекращением импорта рыбы, КНР отправила в Тайваньский пролив своих рыбаков.
Фактически, уже в первые дни кризиса началась отработка транспортной блокады. Причём, хотя в СМИ обсуждается в основном ситуация с чипами и полупроводниками, но блокада бьёт в первую очередь не по ним, а по секторам экономики, важным именно для острова.
Судя по заявлениям МО КНР, задачи учений постоянно меняются. 7 августа остров облетели бомбардировщики Хун-6К (копия Ту-16), приблизившиеся к Тайбэю. 8 августа особое внимание уделялось организации совместных противолодочных и морских десантных операций, а девятого — окружению, обороне и мерам по обеспечению безопасности.
Тайваньские ВМС в ответ проводят свои маневры, районы которых частично пересекаются с акваторией действий кораблей НОАК. В материковом Китае не слишком опасаются этого, отмечая, что тайваньский флот очень мал и состоит из устаревших кораблей.
Теперь инициатива за Пекином. 8 августа в Пентагоне заявили, что по-режнему не ожидают вторжения на Тайвань в ближайшие годы.
"На самом деле, даже сейчас ни Соединенные Штаты, ни власти Тайваня ничего не знают о том, что Народно-освободительная армия будет делать дальше. Они были совершенно не готовы к тому, что Народно-освободительная армия напрямую введёт военную блокаду Тайваня", — отмечает китайский аналитик Чжань Хао.
Фактически, процесс вооружённого воссоединения уже начался. Остаётся неясным только то, примет ли он форму десанта, или же под воздействием транспортной блокады на острове удастся запустить внутриполитические процессы, которые приведут к отстранению от власти сепаратистских, по мнению Пекина, сил.