Ковид больше не считается Минздравом опасным заболеванием. Допустимы ли новые ограничения?
Данные за август покажут истинную "опасность" ковидаБурятия первым из регионов возвратила обязательный масочный режим из-за коронавируса. Казалось бы, с этим уже покончено, но вот опять. Что это: первая ласточка новых массовых ограничений или инерционность местных чиновников, не понявших, что ситуация существенно изменилась? Или кому-то очень хочется превратить Россию в "больничный изолятор"? Подробности — в материале Накануне.RU.
Причина возврата масочного режима в Бурятии формально имеется — там число положительных тестов на ковид за последние недели резко увеличилось. Другое дело, что адекватность этих тестов как была, так и остается под большим вопросом. Как и обязанность властей вообще реагировать на эту статистику. Что же, теперь каждые полгода то закрывать, то открывать Россию, реагируя на, вероятно, уже сезонные колебания респираторных заболеваний?
Интересно и очень важно теперь другое — юридическая составляющая. Тихо и незаметно с 1 марта 2022 года Минздрав РФ исключил "новую коронавирусную инфекцию COVID-19" из своего нормативного Перечня инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Еще 21 февраля 2022 г. Минздрав РФ издал приказ с длинным названием "О внесении изменений в порядок проведения медицинского освидетельствования... на наличие или отсутствие... инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих". Согласно п. 2 Изменений (в самом конце документа), из перечня инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, ковид исключен.
Полностью текст звучит так: "2. В перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, изложенном в приложении к Порядку, пункт 5 признать утратившим силу". Если открыть это "Приложение к Порядку проведения медицинского освидетельствования... на наличие или отсутствие... инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденному приказом Минздрава РФ от 19 ноября 2021 г. N 1079н", то там приведен этот перечень (с. 9). И под п. 5 там значится "U07.1 новая коронавирусная инфекция COVID-19 (вирус идентифицирован)".
Таким образом, с 1 марта ковид не считается Минздравом заболеванием, опасным для окружающих. Иных поправок, насколько можно судить, пока не было.
На каком же основании местные власти снова раскручивают маховик? Напомним, 31 января 2020 г. Правительство РФ внесло ковид в свой Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Оттуда ковид исключен еще не был. Во всяком случае, мы не смогли найти тому подтверждение. Однако федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, является Минздрав РФ. Эта норма закреплена, в частности, Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 608 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения РФ", хотя очевидна и без этого. К тому же в правительственном перечне 16 позиций, а в перечне Миздрава — четыре.
Могут ли местные власти вводить свои порядки под предлогом заботы о здоровье населения? В соответствии с пп. 2-3 ст. 3 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона. Если это противоречие есть, то применяются нормы Федерального закона.
Это противоречие очевидно. Регион, в отличие от Минздрава РФ, видимо, по-прежнему, считает ковид очень опасным заболеванием, из-за которого можно продолжать заставлять людей носить маски. Допустима ли такая самостоятельность регионов?
Согласно ст. 72 п. "ж" Конституции РФ, вопросы здравоохранения относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. По ним субъекты РФ могут дополнять федеральные законы региональными, но последние не должны противоречить федеральным (ст. 76 ч. 5 Конституции РФ). Нормативный правовой акт субъекта РФ имеет приоритет над федеральным законом только для вопросов, которые регионы регулируют самостоятельно. Однако к здравоохранению это не относится — оно находится в совместном ведении федеральной и региональных властей. Это значит, что регион не может просто так взять и поставить себя над федеральным Минздравом.
Так что даже юридическая обоснованность действий бурятских властей вызывает сомнения. Не говоря уже о медицинской. До сих пор нет статистики смертности от пневмонии за 2021 год, но в 2020 году на пневмонии пришлось только 20% от общего роста смертности — 32 тыс. из 338 тыс. И статистический анализ показывает, что в прошлом году должно быть не больше. Сейчас в день в России получают более 30 тыс. положительных тестов на ковид. То же самое было в ноябре 2021 года. Но тогда, в ноябре-декабре, рост смертности был 60-70%, причем на фоне массовой ковид-вакцинации, которая должна была всех спасти. Это громадные цифры, стоившие России только за те два месяца 180 тыс. жизней, — именно на столько подскочила смертность по сравнению с фоновым уровнем.
Рискнем предположить, что если сейчас в массовом масштабе власти в регионах опять не начнут вводить запреты на плановую госпитализацию и т.п., то рост смертности при той же заболеваемости едва ли превысит месячные колебания в несколько процентов. Данные за август должны быть в первых числах октября. Тогда, возможно, и станет понятным истинный масштаб тех действий, которые ранее принимались под предлогом борьбы с ковидом. К тому же должна появиться и статистика смертности от пневмноний. Ждать осталось недолго, эти данные могут стать настоящим откровением о реальной опасности ковида.
Известный врач и ведущий Александр Мясников еще в конце прошлого года заявил, что ковид пришел навсегда и стал обычным ОРЗ.
"Раз так, то вопрос: как мы собираемся планировать жизнь на последующие годы? Непрерывно повторяющиеся волны запретов, локдаунов, ограничений передвижения на фоне имитации повсеместного масочного режима навечно?" — задал он вопрос.
Хотелось бы наконец получить на него ответ.