"Дугину не спутали с отцом — она и была изначальной целью"
В ФСБ заявили о раскрытии убийства Дарьи Дугиной. Заявлено, что исполнительницей стала гражданка Украины Наталья Вовк, которая вместе с дочерью Софией Шабан арендовала квартиру в доме, где жила в Москве Дугина. Для слежки за девушкой использовался "Mini Cooper". На нем трижды меняли номера — использовали номерные знаки ДНР, Казахстана и Украины.
"В день убийства Вовк и ее дочь Шабан находились на литературно-музыкальном фестивале "Традиция", где Дугина присутствовала в качестве почетного гостя. После совершения управляемого подрыва автомашины Toyota Land Cruiser Prado, за рулем которой находилась Дугина, 21 августа Вовк вместе с дочерью выехала через Псковскую область в Эстонию", — говорят в ФСБ.
Еще до объявления официальной версии ФСБ бывший офицер 9-ого управления КГБ СССР, президент Национальной ассоциации телохранителей России Дмитрий Фонарев в беседе с Накануне.RU оценил основные версии трагедии и был уверен, что основной версией будет назван украинский след. Повторимся, большая часть интервью была записана до заявления ФСБ. Но вопросов меньше пока не стало.
— Что можно сказать по первым признакам, можно ли что-то сказать о почерке теракта?
— Это не теракт, это убийство. Мы как телохранители занимаемся этим более 30 лет, и ведём статистику таких резонансных убийств с 1992 года. Если вы хотите получить более-менее адекватное понимание случившегося, то надо смотреть первичную информацию в течение первых часа-двух. Вся информация, которая касается этого убийства, имела свои особенности. Это заказное убийство, пока не доказано обратное. А заказное убийство имеет свои технологии. Я сам работал "под стволом" 42 года, и у нас есть банк аналогий. Он используется, когда нужно понять, а было ли что-то похожее. Конечно, было. А значит, становится понятно, как это физически происходит.
— Что можно сказать, исходя из этих данных?
— Во-первых, кого хотели убить, того и убили. Перепутать и убить не того — вероятность этого равна тому, что в магазине вы вместо лимонада купите водку. Примерно такая же вероятность. Перепутать — это сказки людей, которые не понимают, как это происходит. Мы говорим об этом, исходя из той информации, которая есть у нас, а мы её берём не в интернете.
Во-вторых, убийство было спланировано. Оно было квалифицированно, выполнено профессионалами, потому что взрывное устройство само по себе достаточно сложная штука, и реализовать взрывное устройство не так просто — это должны быть квалифицированные люди, его должны сделать под задачу, потому что взрывных устройств много, различающихся исполнительными механизмами. А самое сложное — положить его, доставить к месту, это крайне важная вещь. Наконец, последний не менее важный аспект — привести в действие.
Поэтому можно сказать о спланированном убийстве. Это требует определённого времени, поэтому вероятность того, что перепутали Дугина с дочерью, сводится к нулю.
— По предварительной информации, оно было установлено под местом водителя. Что можно сказать о самом устройстве?
— Если мы посмотрим на фотографии этого сгоревшего джипа, то возникнет вопрос — почему считают, что взрывное устройство было установлено под днище машины, когда крышу снесло? А как можно положить его в машину — это же отдельный процесс.
Можно принять версию, что на стоянке подложили. Вы пробовали минировать машину? Я 30 лет это делал — в учебных целях, естественно — это очень непросто. 300-400 грамм прикрепить к железу за пару минут?
— Но ведь они могли поехать вместе обратно, почему целью не мог быть сам Дугин?
— Машина числилась за Дугиным? За Дугиным. Дочь ездила? Ездила. Они вместе приехали или нет на мероприятие? По нашим данным, они приехали порознь. Если они приехали порознь, они и уедут порознь, тут нет ничего хитрого. По нашей информации, Дугин уехал раньше, а когда взорвалась бомба, вызвали полицию, сверили информацию, и он вернулся. Соответственно, версия о том, что он вдруг неожиданно в последний момент сел в другую машину, маловероятна.
— Вы говорили про банк аналогий — какие аналогии напрашиваются?
— Примерно то же самое произошло с Артемом Боровиком, который разбился в Шереметьеве в 2000 году. Самолёт поднялся, через секунду завалился на крыло и упал. Логика в том, что покушение было именно на Боровика. А ему говорила система: ты ведёшь себя неправильно.
Дугин — философ, конъюнктурщик. А вот дочь — это молодёжь, это абсолютно другая энергия, другая подача, иная целевая аудитория. То есть это был раздражающий фактор. Отследите её активность — это могло кому-то не понравиться. Сейчас её друг говорит, что у неё были враги внутри. Конечно, были враги. Тогда возникает вопрос о мотиве — так вот статистика убийств говорит о том, что 95% убивают из-за денег. Нет никаких политических убийств, так как политика — это управление, и она занималась политикой, это связано с распределением средств. Возможно, за этим делом стоят деньги. Была она замешана в каких-то "делах" или нет? Если да, тогда это чистый криминал. Может такое быть? Вероятность небольшая, но она есть.
— Есть масса других способов устранить человека, вы не считаете, что это было "показательным" убийством?
— Нет, конечно, убить можно массой способов, но это не "публичная казнь". Просто другие способы оставляют массу следов, а когда вы делаете всё вот таким образом, то найти исполнителя, найти концы достаточно сложно.
– Как вы оцениваете версию о слежке за Дарьей Дугиной, которую "вели" с обезличенных телефонов?
— Это такая технология. В этой ситуации на стадии, когда взрывное устройство должно сработать, есть две возможности — либо таймер, либо звонок с телефона. Но таймер — это не тот случай, потому что никто не знает, на какое время его ставить. А с телефона проще, но при этом ключевой момент — какой смысл взрывать дочь, если там нет Дугина? Не надо рассказывать сказки, что перепутали машины, Дугин никому не нужен был. А убив дочь, достигаются сразу все цели — Дугин обезоружен, в том числе морально, ему уже ничего не надо. И когда идет речь о том, как это было, надо смотреть на машину, которая ехала впереди — оттуда и звонили. Оттуда посмотрели — она в машине, ее "вели". На выезде с мероприятия была узкая дорога, и там взрывать нет смысла — слишком много народу, они и сами могли не уехать. Как это можно представить — на стоянке обзор открытый, видно, что она села в машину и поехала, машина последовала за ней, потом на Можайском поворот налево, там исполнители могли обогнать, выйти вперед, нажать на кнопку — бомба взорвалась, исполнители уехали.
— То есть Дугин, который мог уехать раньше, как вы говорили, должен был уехать уже далеко?
— Конечно. Это и важно, он был далеко в другой машине, он и не собирался ехать с ней. Потом это и выяснится.
— Если это было сложно сделать незаметно, мог ли это быть человек из окружения?
— Нет, это не человек, это "крыса". Мы таких людей называем крысами. Когда происходят подобные убийства, особенно бизнесменов или вот таких публичных людей, нужно в первую очередь искать крысу. Если бы Дарья Дугина была охраняема, то сначала искали бы виновного в личной охране. Это закон. При этом человек-крыса необязательно непосредственно нажимал на кнопку — он мог просто сориентировать исполнителей по месту и времени.
К слову об аналогиях, есть такая разновидность нападения — "атака с колес" — то же самое было с Немцовым, его "вели", и как только момент представился, убили и уехали. Но там работали непрофессионалы, несколько раз выстрелили с четырех метров, только два раза попали. Профессионал стреляет один раз. Но тут главное — сориентировать на эту ситуацию. Вопрос следующий — когда была заминирована машина? Как долго она ездила с бомбой? Ведь чем дольше машина ездит с бомбой, тем больше вероятность обнаружения взрывного устройства. А если это будет обнаружено, то план провалится.
— Буквально пока мы беседуем, официально озвучено, что это дело спецслужб Украины.
— А вот здесь как раз мы возвращаемся к мотивам — как поведут себя следственные органы? Вопрос ведь просто ставится — есть в этом зарубежный след, в том числе украинский, или это сделали "свои"? Если говорить про украинский след — промониторьте ситуацию у них даже по СМИ, для них что-то глобально не изменилось? Мне кажется, ничего. А вот у нас в Москве что-то изменилось? Этого мы пока не знаем, потому что и не знаем того, чем занималась Дугина. За то, что ее отец философ, а она молодая журналистка, не убивают.
Официально может быть объявлено, что это украинские террористы и все в таком ключе. Но параллельно будут копать и искать тех, кто на самом деле это сделал или имел к этому отношение, потому что это убийство знаковое, ведь оно произошло во время обострения военной операции. Оно имеет прямое отношение к ситуации, которая складывается у нас в стране.