Китай блокирует "разоблачителя приватизации" с многомиллионной аудиторией
Спецпроект "Социализм с китайским лицом"В Китае на всех социальных платформах заблокированы аккаунты Сыма Наня — блогера и экономиста, разоблачавшего ход приватизации в стране. Однако это только добавило ему популярности. Китайцы стали горячо обсуждать и личность Сыма Наня, и ту роль, которую его блог играл в обществе. Медийный скандал фактически вскрыл классовые противоречия в стране в преддверии съезда партии. Подробности — в материале Накануне.RU.
Сыма Нань приобрёл международную известность после того как стал бороться с компанией Lenovo. Он обвинил топ-менеджмент в хищении государственной собственности. В ответ началась компания по очернению эксперта. Не отвечая на представленные доводы по существу, его обвиняли в некомпетентности или отрицании политики открытости и реформ. Недавно вскрылся факт, сильно ударивший по репутации блогера-патриота. Оказалось, что он купил дом в США. Получается, Сыма критиковал капиталистов за продажность, сам отдав деньги за недвижимость стране — главному конкуренту Китая.
Блогер этот факт признал, публично извинился, назвав покупку дома ошибкой, но свою деятельность не прекратил. К разоблачению Lenovo добавилось расследование по использованию больших данных агрегатором такси Didi.
Казалось, его не смутила даже блокировка аккаунта в Вэйбо (китайский аналог "Твиттера"). На резервном канале Сыма Нань продолжил обличать Lenovo, опубликовав видео под названием: "Критиковать Сима Наня — это нормально, но вы должны дать Лю Чуаньчжи [основателю компании, — прим.] по морде".
После этого эксцентричного блогера заблокировали вообще на всех платформах, доступных в КНР. Но уже сам этот факт вызвал большой резонанс. На его аккаунты было подписано от 60 до 70 млн человек, ещё больше людей репостили и обсуждали его сообщения.
"Даже крупные газеты, издаваемые центральным правительством, имеют тираж в несколько миллионов. А за каждым ходом Сыма Наня следят десятки миллионов человек. То, что он делает, уже вошло в историю китайской журналистики. Обычный гражданский человек купил старый и ветхий дом из желания вложить деньги. Что это такое по сравнению со знаменитостями и богатыми людьми? Это вообще не тема", — заступился за опального блогера военный писатель Чэнь Сяньи.
Издание "Первый бизнес-форум" также отдаёт должное популярности Сыма Наня, но критикует его за двуличный подход "ругать Соединенные Штаты — это работа, а ехать в Соединенные Штаты — это жизнь", а также за "коммерциализацию патриотизма", ставшего средством для хайпа и заработка.
Неожиданно подробно высказался по теме марксистский журнал "Луньцзюй юй шиши" ("Аргументы и факты"). Он специализируется на теории коммунизма и истории социализма в СССР и Восточной Европе. Актуальной внутриполитической повестке уделяется меньше внимания, но в данном случае авторы, видимо, просто не смогли пройти мимо.
"Этот инцидент никогда не имел ничего общего индустрией развлечений. От начала и до конца это яркий пример хорошо спланированной классовой борьбы", — подчёркивают они.
Как считают китайские марксисты, действия людей, которые сейчас нападают и дискредитируют Сыма Наня, по сути, служат цели отмены идеологии продолжения революционной борьбы и планам отмены народно-демократической диктатуры. Они надеются, что партия пойдёт на существенные компромиссы с нарождающейся буржуазией вместо того, чтобы принуждать её быть попутчиками в социалистическом строительстве.
"Последовательность революционной борьбы в рядах КПК является фундаментальной гарантией предотвращения узурпации власти такими людьми, как Горбачев и Ельцин, вся работа Сыма Наня вносила вклад в достижение этой цели", — отмечает издание.
Таким образом, подходить к истории блогера с меркой шоу-бизнеса неправильно. Однако для достижения своих целей партии нужна дисциплина и близость к массам. Здесь Сыма Нань попал в сложное положение — с одной стороны, он не занимает государственных постов и партийных должностей. Поэтому покупка заграничной недвижимости не является нарушением дисциплины. С другой стороны, далеко не каждый китаец может позволить себе дом в США, даже "старый и ветхий". Для рабочих это вообще недосягаемое приобретение. И здесь критик капитализма явно оторвался от масс.
С третьей же стороны, его обвинения против Lenovo до сих пор не получили официальной оценки. Академия наук КНР, из которой выделилась компания, молчит. Отраслевые министерства уже несколько месяцев также не говорят, прошла ли приватизация правильно или нет. Десятки миллионов зрителей Сыма Наня считают, что дело нечисто, а капиталисты просто затыкают рот несогласным, потому что им нечего ответить. И накануне судьбоносного двадцатого съезда КПК в китайском обществе явно зреет недовольство.
Еще материалы спецпроекта "Социализм с китайским лицом":
- Пересмотр итогов приватизации в Китае начинается с Lenovo?
- "Главный враг – бедность". Что предприняли в Китае?
- "Зона общего процветания": что за эксперимент начался в китайской провинции Чжэцзян
- Как старый китайский революционер народную коммуну сберёг
- Университет, который построил Джек. Что на самом деле стоит за преследованием Alibaba в Китае?
- Снова учиться у СССР? Рынок заводит экономику Китая в тупик
- Пятилетки в Китае — социалистические или капиталистические?
- Почему вторая волна обходит Китай?
- Борьба с коронавирусом: китайская мобилизация и российская "оптимизация"
- Коронавирус с китайской спецификой: эпидемия глазами жителя закрытой провинции
- В Китае рассказали о разочаровании капитализмом
- "Капиталистическое" здравоохранение в КНР — более социально ориентировано, чем в России
- Китай в космосе: "догнать и перегнать"?
- В Китае из-за экономических трудностей снижают налоги