Китай провел пуск возвращаемой космической ракеты, а Россия упустила еще один шанс в космосе
Пока в России ищут поставщиков товаров и изделий для импортозамещения и "параллельного импорта" — в общем заняты делами "земными", КНР вовсю осваивает космос — Китай испытал возвращаемый суборбитальный носитель, о чем заявила Китайская корпорация аэрокосмической науки и техники. Пока известно, что носитель взлетел с космодрома Цзюцюань и успешно приземлился в хошуне Алашань-Юци на севере страны. В корпорации уверены, что это первый шаг к дальнейшему освоению космоса и прогрессу в технологиях.
"Этот успешный испытательный полет позволит аэрокосмической отрасли нашей страны совершить мощный рывок в развитии и перейти от одноразовых к возвращаемым носителям", — заявили в корпорации.
На этом фоне космическая программа Российской Федерации выглядит довольно скромно, если не сказать скудно, так как участие в МКС со временем будет сворачиваться, а дальнейшего развития в перспективных направлениях не предвидится. Впрочем, это и неудивительно, если обратиться к истории того, как современная РФ отказывается от советских технологий и упускает шансы, оставленные Советским Союзом в наследство. Об этом в беседе с Накануне.RU рассказал писатель-футуролог Максим Калашников.
— Новый китайский проект держится в секрете, но можно ли уже сейчас что-то о нем сказать?
— Можно сказать, что это крылатый многоразовый носитель, который может совершать орбитальные полеты и возвращаться обратно планирующим полетом. Это легкий челнок. В Китае проект покрыт завесой секретности, но становится понятно, как это работает.
— В чем отличия от других программ?
— Это не тяжелый советский "Буран" или американский "Шаттл", это легкий космический самолет, в данном случае беспилотный, он выходит на реактивном двигателе на орбиту, доставляет или забирает груз, а назад возвращается благодаря стреловидным крыльям на запасе кинетической энергии и заходит на посадку, как скоростной самолет, садится на любой хороший аэродром.
Это легкий челнок. Что это означает? Это так называемый "второй путь в космос" — есть одноразовые ракеты-носители, которые до сих пор сохраняются, а второй путь — авиационная космонавтика. Фактически это космолеты, космопланы — называйте как угодно, — которые могут стартовать либо как ракета, либо как ракетный самолет, либо с борта летящего тяжелого самолета, совершать необходимую работу в ближнем космосе, доставлять грузы и возвращаться обратно, как самолет, на планирующем режиме.
— У Российской Федерации или у СССР были подобные проекты?
— Советский Союз в этом плане имел приоритет и первенство. Мы создавали ракетоплан "Буря" в 1950-е годы, затем проект под руководством Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского — система "Спираль", легкий космический самолет, стартующий с борта тяжелого разгонщика. В 1966 году этот проект начали, но в 1976 прикрыли ради того, чтобы все-таки скопировать американский "Шаттл", но Глеб Евгеньевич все равно сделал его по-своему, я его знал при жизни — он был противником программы "Буран" в том виде.
В 1997 году он предложил план-проект, разработанный в 1988 году, легкого пилотируемого космоплана "Молния". Хотя можно было его сделать и беспилотным. Запускать его нужно было с разгонным топливным баком с летящего самолета Ан-225 "Мрия". То есть планировалось сделать совместный российско-украинский проект и получить первый в мире легкий космический носитель, который был очень экономически выгоден, он в несколько раз снижал себестоимость запуска полезной нагрузки на килограмм на опорную орбиту. Это было возможно благодаря тому, что исчезали огромные затраты на космодром.
— Потому что достаточно обычного аэродрома?
— Да, нужен только аэродром, к тому же на космодроме есть окна запусков, у авиационного старта их нет, он прибывает в ту точку, откуда надо стартовать, не нужны полосы отчуждения и так далее. И Лозино-Лозинский ратовал за этот проект вплоть до своей смерти в 2001 году.
Но в РФ тогдашний глава Федерального космического агентства Юрий Коптев сказал, что он никому не нужен. Ну, а американцы показали, как нам это "не нужно".
Они уже 10 лет воспроизводят опыты с челноком X-37 "Dream chaser" — "Охотник за мечтой". Если вы посмотрите на него, то заметите, что это один в один легкий космолет программы "Спираль" Лозино-Лозинского 1966-70-х годов.
— Значит, проект "Спираль" все-таки получил воплощение в жизнь?
— Во время работы над программой "Спираль" с 1966 года коллектив Лозино-Лозинского построил несколько экземпляров этих орбитальных малых космолетов, в просторечии "Лапоть" из-за характерной формы носа. Это был легкий челнок, правда, запущенный с помощью обычной ракеты. В 1984 году, вроде бы, был последний запуск, когда он приводнился уже в беспилотном режиме у берегов Австралии. И вот этот X-37 — практически копия того советского "Лаптя".
— Теперь этот путь проходит и Китай?
– Китайцы, посмотрев на это, оказались умнее Российской Федерации и тоже решили сделать легкий авиакосмоплан, который теперь испытали и запустили по суборбитальной траектории. То есть китайцы фактически пробивают вот этот "второй путь" авиационной космонавтики в ближний космос.
Об этом пути, кстати, сильно мечтал Николай Каманин, первый командир отряда космонавтов, тот самый летчик-челюскинец, один из героев СССР. Я читал его дневники — он говорил, что мы должны летать на орбиту так же, как мы летаем на реактивном самолете из Москвы во Владивосток, чтобы это было так же доступно. И хочу напомнить, что в конце 1960-х над темой таких многоразовых космопланов работал Юрий Гагарин, защищал диссертацию как кандидат технических наук. Советский Союз воплотить эту задачу не успел, я считаю, не надо было создавать "Буран", надо было идти по пути легких челноков.
Ну а Российская Федерация просто похоронила этот шанс.
— Теперь Китай может перейти и к тяжелым ракетам, как у тех же SpaceX?
— Он может, но зачем создавался легкий космический челнок? Он создавался не для дальних полетов в космос, он создается именно для работы на орбите, чтобы очень дешево, в несколько раз меньше, чем у "Шаттла", работать с грузами. Это позволяет и поддерживать спутниковые группировки, чтобы выводить и возвращать спутники, с помощью носителя можно доставлять модули для орбитальных станций, этот же челнок в случае боевых действий может превратиться в истребитель, уничтожающий спутники противника, этот же челнок может стать космическим штурмовиком и поражать очень защищенные наземные цели, наводя очень точно орудия — и никакая ПРО не отразит этот удар. То есть это очень многоцелевая и перспективная система.
— То есть Россия в этом плане уже отстала от перспективных направлений в космосе?
— Я вас поправлю, это не Россия, это Российская Федерация.
РФ всю свою историю занималась тем, что "профукивала" один унаследованный от СССР шанс за другим. И на этом примере видно это прекрасно.
И вместо того, чтобы делать подводную лодку "Белгород", которая 180 метров в длину от планирующихся изначально 150 метров, и которую скрыть будет невозможно, надо было бы заниматься проектами, которые действительно перспективны. Среди них — авиационная космонавтика. Когда Лозино-Лозинский призвал этот проект возродить? В 1997 году, с тех пор прошла четверть века, и этим временем воспользовалась американская космическая промышленность, а теперь уже и китайская.