Бизнес обжегся на молоке: маркировка продолжается
Несмотря на довольно тяжелые экономические условия для всего производства, маркировка шагает по стране. Дорожает упаковка из-за санкций, импортное оборудование требует импортных запчастей, разоряются мелкие и средние предприятия, но государство продолжает искать все новые товарные позиции, которые необходимо "зафиксировать", отразить в централизованных цифровых системах, а для этого необходимо купить новые сканеры, обновить ПО, кассы, внести изменения в карточки и так далее, объясняя все заботой о потребителях и необходимости пополнять казну — для обеспечения "социалки". Сегодня очередь молока и молочных продуктов, как убеждают контрольные органы — большое количество контрафакта, некачественного товара и главное – просрочки вынудили обратить взор на эту категорию товаров. Хотя, до этого маркировали одежду, у которой срока годности не было. Накануне.RU разбиралось, как сказывается на рознице удорожание процесса производства молока на предприятиях из-за введения обязательной маркировки с 1 сентября.
Маркировку сегодня объясняют заботой о людях и необходимости финансирования социальных программ государства. Заместитель председателя комитета Государственной думы по экономической политике Артем Кирьянов заявил: "Прошли выборы и "Единая Россия" подтвердила свой мандат и очень серьезно, нам нужны деньги, чтобы обеспечивать всю социалку, без этого никак". Молочные реки будут спонсировать кисельные берега для народа?
Почему молоко?
Помимо пополнения казны маркировка призвана бороться с фальсификацией, контрабандой, которые… также приносят вред бюджетной системе и не дают собирать налоги. Но и о людях думают, не только о налогах – якобы большой вред наносится здоровью населения от некачественных или просроченных продуктов. Теперь на молочку наносят уникальный код, который невозможно подделать, так как он защищен криптографически. Покупатель сканирует код и через мобильное приложение узнает о товаре все – начиная от реальных сроков годности, а в магазинах часто указывают не верные даты, до ветеринарного сертификата на сырье. Если нашли несоответствие с тем, что написано на упаковке и что отражается в приложении — вам тут же предлагают отправить жалобу.
Маркировка якобы практически полностью решает проблему с нелегальным оборотом молочной продукции, руководитель проекта товарной группы "Молоко" ЦРПТ Юлия Кузьмина говорит, что с апреля этого года количество фальсифицированной продукции сократилось фактически вдвое.
По данным председателя "Общественная потребительская инициатива" Олега Павлова, до 50% всей молочной продукции ранее имело те или иные нарекания по качеству и безопасности. Роскачество до введения маркировки, проводило исследования, которые показали, что 10% молочной продукции содержало растительные жиры, 55% — следы антибиотиков, у массы образцов был недостаток белка, сухого обезжиренного молочного остатка, что свидетельствует о низком качестве сырья. "И сейчас, после введения маркировки, свежее исследование, месяц назад которое вышло, показало, что ни в одном из продуктов данных нарушений уже не было", — отчитался Павлов.
Малый бизнес "ушел в молоко"
Но затраты для производителей существенные, особенно для малых предприятий, так что из хороших новостей м— отсрочка введения маркировки молочной продукции для крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) и кооперативов до декабря 2023 года, и это является на сегодняшний день существенной помощью, считают представители бизнеса. Но что будет дальше? Минсельхоз совместно с Минфином с 2018 года прорабатывает проекты по дополнительным мерам государственной поддержки производителя молочной продукции, но воз и ныне там, констатирует советник уполномоченного по защите прав предпринимателей по Москве Инга Яппарова.
"При этом общий объем затрат производителей молочной продукции составляет порядка 12 млрд руб., 9 млрд из этой суммы пойдут на закупки оборудования по маркировке. Если мы говорим о массовости внедрения, процедуры для мелких производителей, это повлечет достаточно быстрый рост расходов и увеличит стоимость готовой продукции, в том числе социально важной. В итоге затраты будут перенесены на конечного потребителя. И в данном случае потребитель пострадает", — говорит Инга Яппарова.
Как рассказывает Яппарова, замена кассы обошлась минимум в 15 тыс., а тут еще обновление ПО, покупка сканера, которого в большинстве маленьких магазинчиков не было в принципе, в итоге — непосильная нагрузка для микробизнеса. И ничего, что нагрузка — парирует заместитель председателя комитет Государственной Думы по экономической политике Артем Кирьянов — мелкий бизнес, мол, так скрывал свои доходы, а теперь цифровой суверенитет и никто не скроется в серую зону, так что все правильно, пусть тратятся на приобретение всего необходимого оборудования.
"Мы не можем в рознице увеличить стоимость продукта, потому что если розница настолько же поднимет цены, как выросли затраты для оптовых поставщиков и бизнеса, то люди просто не смогут покупать определенные продукты. Здесь есть моменты, когда мы говорим о том, что малый и средний бизнес потерял долю маржинальности, рентабельность своего бизнеса", — говорит Яппарова, напоминая, что тяжелые времена начались не сегодня, замена оборудования, пандемия, уход иностранных поставщиков комплектующих, а значит, нужно будет и отечественное оборудование покупать, не по силам это! Тем не менее, представители государства и контрольных органов обещают — на социально важные продукты типа хлеба и молока, цена никогда не вырастет… в два раза.
Пока рано говорить, какой удар по бизнесу и производству будет нанесен введением маркировки, но власти уже отчитываются, что за месяц позитивные изменения не заставили себя ждать.
"Если мы говорим о молочной продукции, то сочетание таких тем, как "Честный знак" и "Меркурий" дало понимание, что 30% производителей сыра и масла закупают молока меньше, чем можно выпустить продукции. Что такое 30% — это фальсификат продукта, то есть это не молоко, не масло и не сыр. Что-то среднее, непонятное, оно выглядит почти также, но здоровью пользы не принесет. Сейчас работает система сверок, мы видим, что с 30% до 17% упало количество такой продукции. Наша задача свести это в ноль", — отчитывается Кирьянов.
Возражения от отраслей якобы носят неоднозначный характер. Так, есть отрасли, которые сами просятся в маркировку – в частности табачные компании, а вот следующий пункт для нововведений — пиво, там ощущается некоторое сопротивление. "Бадяжат" — думают власти.
"Сейчас идет дискуссия: мы знаем, что доля контрафакта в пивоваренной отрасли составляет не менее 16%, мы знаем, что система ЕГАИС не работает на небольших пивоварнях, мы знаем, что эту историю надо отформатировать и сделать так, чтобы у нас и пиво было должного качества, от которого бы люди не травились, знаем, что надо обеспечить дополнительные доходы в бюджет", — продолжает Кирьянов.
То, что на молоке не остановятся, ясно, следующий товар в пищевой промышленности, который надо замаркировать, — это икра, а затем и вода для детей.
Бизнес успокаивают — все же делается для вас, если будет цифровое отслеживание всех товаров, то и проверками будут меньше докучать. Хотя, как показал опыт с введением маркировки для одежды, проверка проверочных аппаратов — золотая жила.