13 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

После новой реформы цены на электричество на Дальнем Востоке могут вырасти на 4-6%

"Системный оператор СО ЕЭС" (СО ЕЭС) начал первые шаги по созданию третьей ценовой зоны оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ) на Дальнем Востоке. Пока, как следует из заявления оператора, речь идет только о диспетчеризации технологических процессов совместно с "РусГидро". Однако в дальнейшем Минэнерго РФ планирует расширить рыночные механизмы в изолированные регионы и объединить их с энергосистемой Сибири. Как следствие, участники рынка ожидают, что с потребителей Европейской части России, Урала и Сибири будут сняты обязательства по субсидированию Дальнего Востока, а там, в свою очередь, после перехода цены могут вырасти на 4-6%.

Руководители Системного оператора и подконтрольных "РусГидро" компаний "Камчатскэнерго", "Магаданэнерго", "Сахалинэнерго" и "Чукотэнерго" подписали совместные приказы и утвердили планы мероприятий по подготовке и принятию Системным оператором соответствующих функций. Единое оперативно-диспетчерское управление в энергосистемах Камчатского края, Чукотского автономного округа, Магаданской и Сахалинской областей предусмотрено июньскими изменениями в ФЗ "Об электроэнергетике", по которым с 1 января 2024 года "Системный оператор Единой энергетической системы" будет также обеспечивать оперативно-диспетчерское управление и в технологически изолированных энергосистемах. Функции управления энергосистемами возьмет на себя Хабаровское РДУ.

"Совместные планы предусматривают организацию каналов связи для оперативных переговоров и передачи телеинформации с энергообъектов, передачу в РДУ функций расчета ставок и алгоритмов функционирования РЗА, технического контроллинга, организацию новой схемы взаимодействия с органами власти и энергокомпаниями регионов", — отмечают в "СО ЕЭС".

В июне между "СО ЕЭС" и "РусГидро" было подписано рамочное соглашение о сотрудничестве в процессе расширения зоны диспетчерской ответственности на технологически изолированные энергосистемы Дальнего Востока.

Как отмечают участники рынка, такое расширение является первым шагом к созданию на Дальнем Востоке ценовой зоны. В июне в ходе ПМЭФ руководство Минэнерго РФ поддержало такую инициативу, однако для ее реализации потребуется участие всех регуляторов и администраторов рынка электроэнергии.

Сейчас в России функционируют две ценовые зоны с рыночным ценообразованием: первая — европейская часть России и Урал, вторая — Сибирь. Территории, в которых конкурентный рынок по тем или иным причинам (технологическим или экономическим) невозможен, и стоимость электроэнергии регулируется тарифами, отнесены к неценовым зонам. Часть регионов ДФО входит в единую энергосистему (Приморский и Хабаровский края, Амурская область, Еврейская АО, южные районы Республики Якутия) и образует соответствующую единую неценовую зону.

Именно эти субъекты Минэнерго РФ планирует вывести в рынок уже в 2023 году, а к 2027 году объединить их с Сибирью. При этом либерализация рынка будет происходить поэтапно: в первый год на ОРЭМ выйдет только 15% мощности, затем 35%, 55%, 75% и наконец 100%. Однако для этого потребуется строительство мощных ЛЭП, обеспечивающих технологические связи ОЭС Сибири и Востока. Речь идет о крайне дорогостоящем инвестиционном проекте по созданию трех линий напряжением 220 кВ и одной 500 кВ.

Сейчас в ведомстве называют целый перечень проблем, который будет решен в результате такого объединения.

  • Это должно решить проблему выпадающих доходов вследствие отклонения фактической стоимости топлива от учитываемой при установлении тарифов. Так, например, накопленные выпадающие доходы АО "ДГК" по состоянию на 2020 оценивались в 12,67 млрд руб., а непокрытый убыток 2021 года — в 6 млрд руб.
  • Во-вторых, создание конкуренции должно подтолкнуть компании, привыкшие "сидеть на тарифе", к повышению эффективности и снижению операционных затрат, а также стимулировать инвестиционную деятельность. Пока же в течение долгосрочного периода регулирования к операционным затратам применяется индекс эффективности, снижающий их размер. По истечении долгосрочного периода происходит из "перезагрузка" методом экономически обоснованных затрат.

Тарифы на электроэнергию в неценовых зонах Дальнего Востока субсидируются за счет повышенных платежей потребителей европейской части, Урала и Сибири. Согласно анализу экспертов Vygon Consulting, к 2025 году совокупный платеж может вырасти до 90 млрд руб., что в 3,75 раза больше, чем в 2017 году. В то же время остается потенциал для роста платежей, с учетом возможного включения в них дополнительно инвестиционных планов "РусГидро" по модернизации генерирующих мощностей.

В ФАС уже высказали опасения, что уход от регулирования на Дальнем Востоке приведет к росту цен на электроэнергию для местных потребителей. На данном этапе в Минэнерго РФ подсчитали, что в зависимости от уровня либерализации стоимость киловатт-часа будет ежегодно расти от 4,67% до 5,78%. Однако это снимет десятки миллиардов рублей с потребителей первой и второй ценовой зоны. По оценкам аналитиков, стоимость электроэнергии в первой и второй ценовых зонах может упасть на 2-3%.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС