Александр Жилин: Мобилизация превратилась в "кампанейщину"?
Всего за два дня с начала мобилизации страна показала, что очень много людей готовы встать под ружьё. У военкоматов очереди мобилизованных. Также очень много и добровольцев. Однако за эти два дня мы увидели и другую сторону мобилизации. В Бурятии ошибочно мобилизовали 70 многодетных отцов. Вопреки указу президента, военкомы заявляют, что могут мобилизовать и тех, кто не служил и ограниченно годен. Ну и про срок подготовки мобилизованных твердят каждый своё: кто-то пишет про две недели, кто-то про месяц, а кто и про два. Но хватит ли этого срока, чтобы научить неподготовленных? Ведь противостоит на фронте нам не украинская армия, а "военная машина Запада" (по словам Лаврова). И это не пустые слова: четыре месяца НАТО готовили украинских военных. Что показали два дня частичной мобилизации в РФ — своим мнением с Накануне.RU поделился политолог, полковник ВВС в отставке Александр Жилин:
— Мне, кадровому офицеру, больно и стыдно смотреть на то, что происходит. Оказалось, что у нас системы мобилизационной готовности страны практически нет. А это основа основ военной безопасности державы. Военкоматы — я так предполагаю — занимались прежде либо "бизнесом", условно говоря, либо вообще ничем? Как можно учётную карточку человека не обновлять до такой степени, что он народил уже пятерых детей и получает повестку, а у вас числится как холостяк?
В советское время, если вы покупаете "Жигули", его надо было поставить на учёт в военкомат. Вся техника колхозов, совхозов, фабрик, заводов — это всё мобилизационный ресурс страны. Табачные фабрики выпускали папиросы и сигареты калибра патронов. Два часа — и фабрика выпускает патроны. "Аэрофлот" выкидывает кресла и перевозит десант, технику. Сейчас этого ничего нет. Всё частное, готовности нет. Еще раз повторю: мобилизационная готовность — это основа основ военной безопасности страны. В советское время за недостатки в этой работе ушли в тюрьмы многие региональные руководители. Регулярная армия служит для того, чтобы сдержать первый удар противника. И когда уже пошли мобилизованные — тогда образуются фронты и так далее.
В советское время всё было организовано таким образом: были написаны программы, согласно которым происходило обучение личного состава в зависимости от военно-учётной специальности. Скажем, если он водитель автомобиля, то, конечно, срок его подготовки меньше, чем подготовить разведчика или снайпера, но, тем не менее, обучение шло. Некоторые же думают, что подготовка — это показал, где спусковой крючок, выстрелил, и, вроде как, пацан уже стрелял, этого хватит. Нет. Искусство подготовки к действиям в боевых условиях заключается в том, что человек должен знать, как маскироваться, как окапываться, как перемещаться, как страховать товарища. И вот этих "как" набирается очень и очень много. Неслучайно персональная подготовка советского солдата занимала шесть месяцев. После того, когда он сдавал итоговую проверку и подтверждал свою квалификацию, начиналось боевое слаживание в составе взвода, далее — в составе роты, батальона и полка. Поэтому бойцы, участвующие в этих учениях, понимали, что их ждёт, знали, как им действовать, каждый знал свой маневр.
То, что я слышу сейчас, не выдерживает никакой критики. Во-первых, за две недели и за месяц полноценно подготовить "огражданенного" человека невозможно. Даже восстановить его физические кондиции не успеть, что уж говорить о профессиональных. Во-вторых, уж какая критическая ситуация была на фронте у украинской стороны, а Британия, тем не менее, не форсировала подготовку украинских солдат, готовила их четыре месяца в условиях идеальной площадки — у них шикарные учебные базы, технологичные, там меняется обстановка, там идёт звуковое сопровождение артиллерии, криков людей и прочее.
Мы видим, что у нас мобилизация нередко сваливается в "кампанейщину": аврал и караул. Те, кто вообще никогда не служили — они что делают в этой мобилизации? Они же ни к чему не готовы. Сейчас уже значительная часть молодого общества — это "офисный планктон" так называемый. Вот сейчас такими методами наберут, и что дальше?
Наступил самый ответственный этап. Если мы не исправим положение, не успокоимся, если президент не даст по голове этим конъюнктурщикам, которые гонят всех, им же главное количественные показатели выполнить, то ждать беды. А кого они берут — калеку, слепого, кривого — им плевать? Те ребята, которые служили в "сердюковско-шойгувской" армии один год — это балласт, они ничего не умеют. Поверьте мне, я с ними встречаюсь каждый год. Сколько раз стрельбы были? — один раз. Сколько патронов получил? — три. Всё.
Ещё один вопрос у меня как у профессионального военного: как можно из военкомата посадить в автобус парня и отправить на мобилизацию, если он не прошёл даже медицинскую комиссию? Его морально-психологическую картину кто-то изучал? Он психопат, шизофреник, наркоман, холерик, сангвиник?
Если мы дальше будем реализовывать эту мобилизацию таким образом, то мобилизованные будут не психологически настроенными на победу бойцами, а жертвами этой мобилизации. Они будут подавлены психологически еще на стадии насильственной рекрутизации, а потом деморализованы обстановкой в центрах подготовки. Потому что они выросли в "социальных теплицах". Об этом кто-то думает? Как можно отправлять на передовую людей, мотивированных исключительно на выживание, без боевого духа?
Комиссар Иркутской области заявил, что вообще всех мобилизуют, хоть и не сразу, даже с категорией неслуживших ограниченно годных к военной службе могут впоследствии — может и такое быть, я уже не сомневаюсь. Если депутат или сенатор говорит: немедленно пересмотреть список болезней, по которым давалась отсрочка, значит, этот вопрос прорабатывается? И где вы можете в этой системе отстоять свои права юридически? Вас никто слушать не будет, органов таких нет, потому что если вас посадили в автобус — там уже ваши права ограничены, вы подчиняетесь командиру.
Я за то, чтобы проходила мобилизация. Но она должна быть профессионально организована, она должна принести пользу, а не чудовищные последствия для всей страны. Вы посмотрите, в каком состоянии страна два дня. Мобилизация стала катализатором ряда негативных процессов. Потому что, с одной стороны, закипает социальная напряженность, с другой стороны — это чудовищные экономические затраты. И дело не в деньгах, которые выплатят или не выплатят этим солдатам. Дело в том, что наносится стратегический удар по экономике, рушится строительный бизнес и другие важные сферы. Я вижу аврал, вижу "давай-давай", "быстрей-быстрей". И последствия этого аврала могут быть катастрофическими. Я вижу целесообразность мобилизации, если она будет организована как положено, и люди пройдут соответствующую подготовку. А чтобы подготовка мобилизованных была не формальной, каждый инструктор-командир должен знать: ему идти с этими бойцами в бой! Взводные берут по 30 человек и готовят их три месяца к бою, идут вместе с ними на фронт. Ротные берут четыре взвода, готовят, идут командирами этих рот на фронт. Комбат берёт четыре роты, контролирует их подготовку и идёт командиром батальона на фронт. Тогда за три месяца они научат резервистов действовать так, что они будут зубами рвать всех. Командирам не нужны "бараны" в бою, нужны профессионалы. Ничего сложного нет. Но у нас же высокие чины не служили в армии — ни министр обороны, ни его зам…
И последнее. Ход мобилизации должна взять под свой контроль контразведка (ФСБ), Главная военная и Генеральная прокуратуры. Эти органы способны одним своим присутствием не допустить, чтобы военкомы комплектовали призыв кем попало. И у представителей этих структур достаточно полномочий, чтобы представить преступно нерадивых военкомов и чинуш от исполнительной власти к разжалованию и немедленной отправке на фронт рядовыми. Вот тогда будет толк!