Михаил Делягин: Внутреннее производство и дальше пускают под нож
Научно-исследовательский Институт Минфина предлагает отменить репатриацию экспортной выручки в отношении импортеров товаров и услуг, важных для развития производителей российской продукции на экспорт (или взамен импорта) и ее продвижения на рынке. И обещал подготовить соответствующий законопроект.
То есть, Минфин в данном случае сосредотачивается на интересах экспортёров, и их обслуживающих компаний, остальным — валютный контроль, хотя формально цель — усиление импортозамещения и внутреннего производства. Валютный контроль ужесточили после введения СВО: обязали экспортёров возвращать 80% валютной выручки в Россию. Но в мае Минфин пошёл на послабления: только 50% валютной выручки экспортёры обязаны были возвращать, а летом была отменена полностью валютная репатриация для экспортёров.
Теперь вот собираются обеспечить комфортной жизнью и те компании, которые помогают экспортёрам. И по сути, ситуация идёт к созданию торговых домов при крупных экспортёрах, как это было в 90-е, поделился своим мнением с Накануне.RU депутат Госдумы, экономист Михаил Делягин.
— В чём смысл идеи борьбы с валютным контролем?
— Смысл этой идеи заключается в следующем. У нас сейчас есть определённые проблемы с валютной выручкой: она в любой момент может быть заморожена в долларах, евро и так далее. Чтобы перевести всю торговлю на рубли, нужно иметь решимость и силу воли, которой у социально-экономического блока правительства просто нет, как нет и желания этим заниматься.
Более того, рубль укрепляется, он достаточно силён, и если не заниматься развитием экономики, а заниматься развитием финансовых спекуляций, то тогда рубль нужно ослаблять, о чём нам говорят из каждого утюга.
Чтобы рубль ослаблять, нужно, чтобы валюта в страну не заходила, нужно чтобы экспортная выручка оставалась за пределами России. Это значит создание торговых домов при крупных экспортёрах.
— Похоже, все усилия Минфин сосредотачивает в этом вопросе вокруг экспортёров? Но как это поможет внутреннему производству?
— Я в своё время говорил, что скоро будут вводить штрафы за возврат экспортной выручки в Россию, эта идея из той же серии. Если у нас есть экспортёры, то по замыслам авторов нужно разрешить им вообще не возвращать экспортную выручку в страну, пусть они на эту экспортную выручку там за границей что-нибудь закупают и завозят сюда.
— Нефть в обмен на товары?
— Этим решается сразу несколько задач. Во-первых, убивается российская промышленность, потому что явно никто не будет регулировать структуру этого импорта, как бы нам ни рассказывали, и будут завозить не только то, что нам нужно, но и то, что мы уже сами производим. И во-вторых, будет ослабляться рубль. При этом будет налаживаться импорт, экспортёры сырья будут очень довольны: всё как в 90-е годы, когда продавали нефть, и тут же эту нефть обменивали даже без получения валюты за неё на какие-нибудь товары народного потребления.
— Этакий возврат в лихие 90-е?
— Да, это возврат в 90-е годы, и, с точки зрения российских либералов, это очень разумно и правильно: мы увидим огромное движение в защиту этой идеи.
— Выходит, формально борются с валютным контролем, а на деле борются с чем-то другим?
— Надо понимать, что не Минфин эту инициативу продвигает, а те самые люди, которые обосновали повышение пенсионного возраста и которые в своё время высказывались, что нужно вообще отменить пенсии. С их "адекватностью" всё предельно понятно. Российской экономикой управляют люди, вся жизнь которых заключается в уничтожении валютного контроля, почитайте биографию, скажем, одного из зампредов Банка России.