"Бунты" мобилизованных — от Ульяновска к Казани
Тема с т.н. «бунтами» мобилизованных, действительно, перегрета в масс-медиа, но в этом не только желание диссидентов поскорее представить ситуацию в российской армии как «близкую к краху». Очевидно, у общества есть интерес к этой теме, по многим причинам.
Правильнее говорить о недовольстве мобилизованных и, в ряде случаев (Ульяновск, Казань) о неподчинении, однако никак не о бунте. Для пропаганды и провластных комментаторов самое удобное сейчас – это представить дело так, будто региональные власти вовремя не осуществили выплаты или не закупили обмундирование и именно это является главной причиной, которую, можно устранить, причем оперативно.
Особо подчеркивается, что никаких политических требований мобилизованные не высказывают. Это соответствует действительности, но желание — это подчеркнуть выглядит очень симптоматичным.
Очевидно, что с людьми, проявившими готовность идти на фронт, – шутить не получится. Люди готовы отдавать жизнь, но и требуют качественной организации, а не только выплат. Наличие таких инфоповодов в масс-медиа и желание их обсудить работает на формирование ощущения неготовности системы социально-технологично организовывать массовый и многоуровневый процесс.
Не зря в этом контексте заявлено о повышенной ответственности губернаторского корпуса в вопросах мобилизации и обеспечения всем необходимым призывников. Эти люди уже мобилизованы в армию, но их жалобы провластные масс-медиа замыкают именно на руководство регионов.
Есть риск, что очень скоро мобилизованные станут главными акторами социального недовольства, а их семьи носителями гражданского протеста. Как следствие, будет расти число бюрократов, заинтересованных в сворачивании аналогичных мероприятий. Проблема в том, что высшая политическая воля может решить иначе, а позиция остальных – не будет учтена.