"Взгляд государства на аборты изменился"
Взгляд государства на аборты изменился. Так оценила инициативы Правительства РФ председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ России, член экспертного совета комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Леткова.
По итогам заседания Правительства вице-премьер РФ Татьяна Голикова дала ряд поручений по вопросам попечительства в социальной сфере. Так, Минздраву РФ поручено проработать вопрос целесообразности введения запрета на аборт несовершеннолетними без согласия родителей.
- Предлагается обсудить переименование листа информированного согласия перед абортом на "лист сохранения беременности" вместо "листа прерывания беременности" и помещение женщин, планирующих аборт, и женщин, сохраняющих беременность, в раздельные палаты.
- Минздраву и Росздравнадзору поручено проработать усиление мер ответственности за нарушение законодательства при выполнении аборта, включая отсутствие доабортного консультирования, несоблюдение "дней тишины" и сроков беременности.
- Росздравнадзор должен представить информацию о том, сколько упаковок лекарственных препаратов для медикаментозного аборта продали в аптеках в 2021 году и с начала 2022 года. В августе первый зампредседателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая призвала прекратить продажу препаратов для медикаментозного аборта в онлайн-аптеках.
"Конечно, это далеко не все, чего добивается в этой сфере родительская общественность, но это уже неплохое начало. Оно явно свидетельствует об изменении государственных приоритетов в вопросе абортов", — считает Ольга Леткова.
Россия была первой в мире страной, легализовавшей аборты в 1920 году. При Сталине они были запрещены, но при Хрущеве снова легализованы в 1955 году. С тех пор и до 1990-х годов в России ежегодно, по официальным данным, делалось 4,5-5 млн абортов при рождаемости чуть боле 2 млн детей. То есть на одного родившегося приходилось двое абортированных. Суммарный коэффициент абортов составлял около четырех на одну женщину. То есть каждая женщина в течение жизни в среднем рожала двоих и абортировала четверых. В результате Россия стала одной из первых стран мира, в которой рождаемость опустилась ниже уровня воспроизводства. Это произошло еще в конце 1960-х. С 1957 года в России было умерщвлено более 210 млн зачатых детей, что составляет полтора населения России или восемь потерь в Великой Отечественной войне.
С 1990-х число абортов стабильно снижается, но их число по-прежнему огромно. В 2021 году было более полумиллиона абортов при 1,4 млн родившихся. Почти 10% абортов были у первобеременных. При этом 4,5 тыс. абортов были у несовершеннолетних.
По данным исследований, в 2007 году лишь около 30% женщин, которые вышли из детородного возраста, ни разу не делали аборта. Наиболее высокие средние показатели абортов были выявлены среди:
- проживающих в сожительстве (у 54% было два и более абортов),
- жительниц Москвы и Санкт-Петербурга
- и не применяющих никаких методов контрацепции.
Но они отличались от других групп незначительно. Существенных социальных различий между женщинами, которые никогда не делали аборт, и теми, кто делал несколько, не обнаружено. Это, вроде бы, не подтверждает распространенное мнение, что на аборт женщину толкают только внешние обстоятельства: жилищные условия, уровень доходов и т.п.
Прямая статистическая связь абортов и рождаемости не наблюдается. Она, как считают эксперты, опосредована через мировоззрение, которое нацелено на малодетность/бездетность и жизнь "для себя".
Интересно, что на днях президент России Владимир Путин утвердил основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей, среди которых на первом месте стоит жизнь. Большое количество абортов по желанию женщины, очевидно, противоречит этой ценности. Как очевидно и то, что одними запретами ситуацию не исправить — необходимо и коренное изменение социально-экономической политики.
В России порядка 70% населения относятся к абортам как своему праву и не желает их ограничения. Традиционные религии считают уничтожение новой жизни обыкновенным убийством и против того, чтобы все граждане косвенно оплачивали аборты через налоги.