Константин Семин: Китай и США договорились по принципу "умри ты сегодня, а я завтра"
На форуме G20, пожалуй, самым важным событием оказались переговоры между лидерами США и Китаем. Байден выразил надежду, что конкуренция не перерастет в конфликт, а КНР призвала снять односторонние санкции и начать сотрудничать. О чем договаривались два крупнейших капитала за закрытыми дверями форума и где в этих договоренностях Россия — своим экспертным мнением с Накануне.RU поделился политический обозреватель Константин Семин:
— Идея многополярности — это чушь, потому что не бывает ничего многополярного, всегда есть "плюс" и есть "минус". Конечно, особо искушенные физики и специалисты меня попытаются опровергнуть, но в целом все обстоит именно так. И сегодняшняя конфигурация в международной политике и то, как выглядела эта конфигурация в годы Холодной войны или до того, когда складывались военно-политические альянсы, друг против друга выступали Тройственный союз и Антанта, говорит именно об этом.
Что касается того, насколько двум сторонам хотелось бы замириться и выстроить некое подобие мира, описанного американскими политологами еще в 2000-х, когда они говорили о строительстве так называемой "Чимерики", мне кажется, что это иллюзия, и обе стороны это отлично понимают. Ведь уже этой осенью друг за другом были приняты американская Доктрина национальной безопасности и оборонная Доктрина Пентагона, и везде черным по белому написано, кем США считают Китай на обозримое десятилетие. Я думаю, этот подход пересмотрен не будет, а китайцы ведь тоже не дураки и прекрасно понимают, что хотя мир и восстанавливает свою биполярность, тем не менее, капиталистический Боливар двоих не вынесет, а значит, неизбежная схватка за место под солнцем — помним эту терминологию Первой мировой войны — неизбежна. А вот начнется ли она в ближайшее время — это большой вопрос, и об этом и была встреча Байдена и Си Цзиньпина.
Я полагаю, что на этой встрече было предложено несколько отсрочить противоборство и решить промежуточные накопившиеся вопросы, одним из которых является ситуация на Украине. И заявления, последовавшие после этого, совместные выступления Си Цзиньпина с Байденом, совместное выступление с Макроном, его слова о том, что на Украине не должно быть ни в коем случае применено ядерное оружие, о чем говорил и директор ЦРУ на встрече с Нарышкиным в Турции — все это значит, что предпринимаются попытки в данный момент решит проблемы за счет России.
Мне кажется, что это самое простое объяснение того, что мы видели до сих пор. И тем не менее, я бы не хотел, чтобы кто-то увидел в этой встрече некую аллюзию на переговоры, например, Мао Цзэдуна с Никсоном в 1970-х годах, когда США и Китай сгруппировались, перешагнули через свои разногласия, сумели наладить дипломатические отношения в попытке создать некое подобие американо-китайского блока, который впоследствии станет очень большой проблемой для СССР, в том числе в Афганистане. Ничего похожего сейчас не происходит — нет такой величины как Советский Союз, Китай совершенно другой, не тот, что во времена Мао Цзэдуна или Дэн Сяопина, это совершенно другая страна с совершенно другой идеологией.
И самое главное — перед тем как Байден приехал пожимать руки, прошла череда серьезнейших учений прямо под носом у Си Цзиньпина, ракетные пуски КНДР, и не нужно думать, что это какие-то отдельные от Китая сюжеты. КНДР — это страна фактически на экономическом балансе у КНР. Поэтому все, что запускается в КНДР, это своеобразная форма китайско-американской дипломатии. И практически день в день с визитом Байдена в Камбоджу и далее в Индонезию Конгресс принялся рассматривать пакет военной помощи Тайваню беспрецедентных размеров. Соответственно, создалась необходимая "площадка для переговоров", и китайцам было сказано — можете выбрать между двумя вариантами. Надо полагать, что они сделали свой выбор, судя по тем заявлениям, которые были озвучены.
Их логику понять можно — они никуда не торопятся, для них позже — это лучше. Они понимают, что время для старого гегемона уходит, это ему приходится сталкиваться с ускоряющейся инфляцией, с внутренними проблемами, с проблемами у стран-сателлитов. Так что все участники этого "банкета" — Россия, Китай, США, Германия, Франция и другие — все они живут по единственному для капиталиста принципу: умри ты сегодня, а я завтра. Кто-нибудь должен сдохнуть раньше.
И не исключено, что на этой встрече определили, кому сдохнуть первому.