Остановка проекта Северного широтного хода ударит по уральской промышленности
Правительство РФ приняло решение приостановить создание Северного широтного хода (СШХ), строительство которого длится уже 16 лет. Руководство страны изменило приоритеты в пользу другого глобального транспортно-логистического проекта "Восточный полигон" (расширение БАМа и Транссиба). Эксперты считают, что заморозка строительства СШХ может ударить по уральской промышленности, которая очень активно вовлечена в его создание. При этом, именно уральская магистраль могла бы разгрузить Транссиб, перегруженный поставками угля в Китай. Подробности — в материале Накануне.RU.
О приостановке проекта СШХ на Ямале накануне заявил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. По его словам, к нему вернутся после того, как будут реализованы другие приоритетные проекты, в частности, "Восточный полигон".
"Северный широтный ход — мы пока этот проект приостановили. Мы его не откладываем. Считаем, что проект имеет перспективу. Сейчас в первую очередь выстраиваем, концентрируем все-таки силы на строительстве Восточного полигона", — сказал Хуснуллин.
"Восточный полигон" — это проект по расширению БАМа и Транссиба, который реализуется с 2013 года. Его предварительная стоимость на старте оценивалась в 640 млрд руб., а объемы грузоперевозок после реализации должны возрасти до 135 млн тонн в год. Он позволяет выйти к портам Дальнего Востока, а также угольным бассейнам Якутии.
Впервые информация о приостановке строительства СШХ появилась в марте текущего года из-за ухудшения экономической ситуации. Сообщалось, что из-за высоких рисков привлечения финансовых ресурсов правительство решило отложить проект. Однако в мае 2022 года президент РФ Владимир Путин поручил обеспечить в текущем году начало работ по строительству СШХ, а уже в августе министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что правительство одобрило выделение из ФНБ 70 млрд руб. на реализацию мегапроекта.
Северный широтный ход (СШХ) имеет стратегическое значение для развития Арктической зоны РФ. Он позволит организовать прямое сообщение между Северной и Свердловской железными дорогами по маршруту "Обская — Салехард — Надым — Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево" в ЯНАО.
Общая протяженность СШХ — около 700 км. Суммарная стоимость проекта оценивается в более чем 230 млрд руб., а его реализацией и финансированием занимаются ООО "СШХ", "Газпром" и "РЖД". Основной целью создания пути является обеспечение пропуска 23,9 млн тонн груза, сокращение протяженности транспортных маршрутов от месторождений в северных районах Западной Сибири до портов Балтийского, Белого, Баренцева морей.
Таким образом, СШХ должен был интегрироваться в Северный морской путь (СМП) и обеспечить выход к ямальским портам для перевозки нефти и газа Западной Сибири.
При этом объемы грузоперевозок по СМП, по данным "Росатома", регулярно растут. При плановых показателях в 2021 в 31 млн тонн, фактически был достигнут показатель в 34,9 млн тонн, чистый международный транзит составил 2 млн тонн. Однако даже с учетом достигнутых результатов в 2022 году на стремительный рост грузопотока в "Росатоме" не рассчитывают.
"Мы смотрим на те разрешения, которые выдает госкорпорация на проход по СМП, и понимаем, что больших объемов транзита не будет. На сегодняшний день для иностранных компаний слишком велики финансовые риски возможных санкций", — заявил недавно в ходе круглого стола Arctic Sessions заместитель директора дирекции Северного морского пути "Росатома" Максим Кулинко. При этом целевые показатели общего грузопотока в рамках национального федерального проекта развития СМП остаются на уровне 80 млн тонн к 2024 году и 150 млн тонн к 2030.
Летом этого года правительство РФ утвердило и новый план развития Северного морского пути до 2035 года. На эти цели планируется потратить порядка 1,8 трлн руб. Главной целью чиновники декларируют, в том числе, создание условий для реализации инвестиционных проектов в Арктической зоне страны. Таким образом, как мы видим, правительство РФ концентрируется на развитии дорогостоящих транспортно-логистических проектов, ориентированных на восточное направление, однако Северный широтный ход пока остается вне поля зрения.
Эксперты отмечают, что приостановка работ на СШХ может негативно сказаться на экономике регионов УрФО, так как уральские предприятия производят достаточно много продукции для этого проекта и сильно связаны с темпами его строительства. По словам директора Института экономики УрО РАН Юлии Лавриковой, его реализация позволила бы также разгрузить и Транссибирскую магистраль.
"Транссиб в направлении от Урала сейчас перегружен, в том числе, поставками угля в сторону Китая. И строительство СШХ разгрузило бы это направление, дало бы параллельный ход для Транссибирской магистрали. Возможно, именно сейчас настало время для экономики, чтобы сосредоточиться на внутреннем развитии. Речь идет как об импортозамещении, преимущественно в высокотехнологичных направлениях, так и о развитии инфраструктуры страны", — считает Юлия Лаврикова.