"Репарации" и попытки признать РФ "террористическим государством" — звенья одной цепи
Европарламент большинством голосов одобрил резолюцию о признании России страной-спонсором терроризма. А на минувшей неделе Генассамблея ООН создала механизм для отъема "замороженных" на Западе российских активов. И эти процессы неслучайно идут параллельно, считают эксперты. Подробности — в материале Накануне.RU.
Если говорить юридическим языком, то резолюции Европарламента и Генассамблеи ООН носят чисто рекомендательный характер и никаких правовых последствий не должны иметь, но если будет на то политическая воля США — пересмотреть законы могут.
В странах Запада с момента начала СВО и по сей день шли аресты средств, это были и государственные деньги "на черный день", и средства компаний, вклады юридических и даже частных лиц. Правовой основы для заморозки подобного масштаба в странах, где прошла такая "прихватизация", не было, поэтому и передать отнятое Украине пока не могут, резолюция ООН — пробный шар. Хотя многие уже отказываются от термина "замороженные" средства и напрямую говорят, что это "украденные" деньги.
Есть два масштабных вопроса для обсуждения в российском экспертном пространстве: первое — некоторая радость по поводу того, что статистика голосования в Генассамблее ООН показательная, не все поголовно "пляшут под дудку проклятых Штатов", в том числе Китай как крупный игрок свое мнение высказал и оказался, грубо говоря, на нашей стороне. Второе — менее радостная тема, обостряются вопросы, на каком основании наши деньги (государственные) вообще оказались в столь недружественных странах, не могли что ли финансовые власти предвидеть то, к чему готовилось так или иначе правительство последние несколько лет?
"Половина стран [в Генассамблее ООН] не поддержала эту инициативу, они проголосовали против, причем помимо нас против проголосовал еще и Китай, — говорит заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов. — Проголосовал целый ряд других стран, в том числе значимых стран в своих регионах, многие воздержались. То есть не поддержали, прекрасно понимая, что это создает определенный прецедент, и при желании Запада, прежде всего Вашингтона, может быть протиражирован против этих стран, против того же Китая. Реальная ситуация не в их пользу, им не удается мобилизовать широкую антироссийскую коалицию. Смотрите, что получилось с саммитом G-20. Хотели такой шабаш антироссийский сделать, полностью замешанный на украинской ситуации, осудить наши действия. Получилось? Нет, конечно".
Ряд экспертов при этом в защиту экономических властей РФ отмечают, что последние три года мы активно сокращали вложения в американские бумаги, и резервы в США не такие большие, но проблема в том, что переводили деньги мы все же не в Россию и пускали активы не на развитие промышленности, а просто перекладывали запасы в страны Европы, причем не всегда дружественные. А почему? Так рекомендовал МВФ. Замкнутый круг. Неолиберальные представители финансового блока против своей природы пойти не могут и продолжают слушать МВФ.
И несмотря на то, что в корзину Штатов мы не складывали все свои яйца, на протяжении долгого и трудного 2022 года европейские страны то и дело рапортовали о том, сколько и чего они арестовали, готовые передать все в метрополию, где деньгами распорядятся по своему усмотрению. У нас заявляют — нет, это создаст слишком опасный прецедент, на это не пойдут и никаких правовых основ для такого решения не существует. Так что можно расслабиться и реагировать на все это со спокойствием танка?
Но так ли это на самом деле, неужели не было прецедентов? Историк, дипломат Николай Платошкин напоминает, что прецедентов полно, и абсолютно ясно, как будут действовать американцы и в этом случае. Он приводит в пример то, как красиво американцы заморозили деньги Ирана, и было это аж в 1979 году. Тогда и Китай поддержал такое решение. Затем в суд США обращались граждане, якобы пострадавшие от Ирана, и легко из замороженных средств получали солидные выплаты. А что происходило с Кубой в свое время? Куба произвела национализацию американской собственности, пострадали какие-то персонажи, например, Джон Смит, он подает в суд, и США замораживают кубинские средства, чтобы из них выдать деньги. Таких людей на Украине они найдут просто на раз-два, объясняет Платошкин.
Резолюция, действительно, юридически не важна. Ведь страной-агрессором можно признать только на Совете безопасности, а там у Российской Федерации (благодаря товарищу Сталину — дополняет Платошкин) есть право вето. Но есть и другие пути решения этой "проблемы", например, признать Россию страной-спонсором терроризма. С одной стороны, власти в России считают это неважным, кто как обзывается, тот сам так называется, с другой стороны, делается это странами Запада совсем не просто так.
"Напомню, что в Америке есть закон о конфискации активов террористических государств. Вы заметили, что они сейчас постоянно проталкивают мысль, что Россия — это террористическое государство? Здесь не нужна резолюция ООН, а в частном порядке это могут делать отдельные государства и делают это, вот парламент Чехии решил — закон принят, парламент Эстонии тоже. Значит, дальше делается так, как это с Ираном было", — говорит Платошкин.
Экономист Василий Колташов согласен, что хоть голосование по поводу решения о передаче российских активов кому бы то ни было является незаконным, несправедливым, может быть оспариваемо, но это не отменяет того факта, что если США захотят эти деньги использовать, то это может произойти. Подталкивает к такому решению Запад то, что Украина близка к коллапсу, если удары по тылу продолжатся и не будут остановлены "договорняками" или внутренними решениями в РФ, вложенные и одолженные деньги Украина отдать не сможет. А где их тогда взять? По мнению эксперта, отнятые у России активы не попадут в руки киевскому режиму напрямую, они пойдут промышленникам в США.
"Мы понимаем, что деньгами киевский режим ничего не получит, а получит "натурой". Деньги получат западные компании, американские компании, производители оружия, они получат живыми деньгами, бумаги, по всей видимости, будут реализованы. Чем это еще важно? Европейский союз в результате будет на правовом уровне отрезан от России. Они совершат тот шаг, после которого вести переговоры будет крайне затруднительно", — поясняет Колатшов последствия этой аферы.
Другое дело, что США только на руку, если ЕС прекратит всякие связи с Россией и не сможет развивать свою промышленность, а ресурсы будет закупать по повышенным ценам в США. Так что красота гамбита завораживает, но все верно многие другие страны обеспокоены процессом — если выяснится, что законов больше никаких нет, то и международное право будет похоронено.
Дипломатия строится на взаимности, мы не замораживаем ваши активы, потому что боимся — вдруг вы отнимите наши инвестиции. Но Россия оказалась в парадоксальном состоянии, та же Франция безболезненно для себя "заморозила" 12 млрд долларов, а в ответ не получила ничего, ведь кроме "Леруа мерлен" и "Ашана" нам крыть нечем, да и даже здесь до национализации дело так и не дошло.
Подавать в суды? Николай Платошкин горячо выступает за эту идею, ведь Советскому Союзу не раз удавалось выигрывать такие международные процессы, но то был СССР, а не Российская Федерация — в том и разница.
"И мне знаете, что интересно, — Набиуллина сказала, что она будет судиться за возврат средств, и что, это происходит или нет? — задается вопросом эксперт. — В каких судах? Каким образом? Не надо пренебрежительно относиться к этому, да, мы выигрывали суды в советское время, совершенно спокойно выигрывали, потому что у нас было много союзников, а сейчас у нас их нет".
США максимально близки к тому, чтобы вместе со своими сателлитами присвоить российские резервы, так как американская экономика в бедственном состоянии, а контроль уплывает из рук, так что это уже дело принципа и вопрос выживаемости. Но даже хорошо для них, что наши резервы будут делить не они, ведь сосредоточены они были в Европе, в Великобритании и даже Японии, а чем больше стран "запачкают руки", тем крепче будет их союз, подельники не захотят сдавать друг друга.
А судиться с ними будет практически невозможно, недаром в шестом пакете санкций ЕС была включена статья о том, что Россия не имеет права нанимать юристов стран, которые вводят санкции.
"То есть мало того, что санкции незаконны с точки зрения местного права, национального права, но они еще и дополнены блокировкой обращения к местным юридическим фирмам, к адвокатам для того, чтобы оспаривать это. Почему наши средства вообще размещались в странах НАТО? Какая-то странная финансовая подготовка к СВО, которая для финансовых властей оказалась абсолютной неожиданностью, хотя мы шли к этому весь 2021 год", — недоумевает Василий Колташов.