Минфину надо начинать решать "проблему уехавших" с олигархов
Министерство финансов склоняется к тому, чтобы сохранить НДФЛ на уровне 13% для россиян, уехавших из страны, но продолжающих вести свой бизнес или работать в России. Антон Силуанов заявил: "С точки зрения налоговой справедливости мы предусматриваем подготовку соответствующих законодательных решений о том, чтобы, несмотря на то, что человек ведет свой бизнес в России, находясь за рубежом, он все-таки платил соответственно и подоходный налог".
Но не факт, что "отток мозгов" остановится, так как границы не закрыты, еще более катастрофическая ситуация в связи с уехавшими в денежной сфере, говорит в беседе с Накануне.RU экономист Валентин Катасонов — отток капитала колоссальный, такого не было за все 30 лет существования России. На предприятиях не хватает кадров, страна потеряла множество айтишников, подсчитать убытки от двух волн миграции сейчас невозможно. Зато уже ясно, что своим ближайшим соседям, бывшим союзным республикам мы сделали большой подарок.
— Хотели бы поговорить про налоговый статус уехавших граждан, которые продолжают работать в России, Силуанов предлагает оставить им налог 13% НДФЛ, а не 30%, как это можно объяснить?
— Сложно представить последствия, потому что неизвестно, сколько именно таких "уехавших", сотни две тысяч точно. Я думаю, что, конечно, повышать налог для фактических нерезидентов надо, даже не из экономических соображений. Не очень прилично в такое время для страны просто бежать. Но в каждом конкретном случае надо разбираться, я бы ввел более тонкую градацию, потому что есть те, кто обходит санкции, а есть те, кто уклоняется от военной мобилизации. В некоторых случаях вообще можно было бы ставить вопрос о конфискации имущества некоторых таких беглецов.
— Как предлагают делать с олигархами, уехавшими за границу?
— Теме конфискации активов у олигархов, которые поменяли гражданство и находятся за границей, уже намного больше, чем полгода, — здесь уже стоит вопрос о том, чтобы вообще их имущество конфисковать, а может быть, даже национализировать, в зависимости от того, какой тип имущества. Надо вводить градацию — для кого-то оставить 13%, для кого-то ввести 30%, а у кого-то просто-напросто конфисковать имущество и все. Здесь много моментов, зависит даже от того, куда именно человек уехал. Если он уехал в Белоруссию — один вариант, а если он уехал в Америку, то совсем другой. Этот вопрос нельзя сводить только к одной экономике: это вопрос национальной безопасности, политический вопрос.
— Вообще многие не до конца определились, куда именно они уехали, в теории человек может переезжать с места на место и вообще не платить налоги. Поэтому предлагают 13% хотя бы?
— Опять же надо смотреть: он все бросил, уехал, а работу не нашел. Ты бери с него хоть 13%, хоть 30%, хоть 100% — а если у него нет никаких финансовых результатов? С чего брать налог, если он где-то по заграницам мотается и весь его бизнес, грубо говоря, нулевой, то нужно ставить вопрос о продаже его активов по конкурсу, хотя бы для покрытия своих налогов. Тут очень много таких нюансов, с олигархами проще — их у нас в России сто штук и всех можно взять на карандаш, кто здесь остался, а кто уже умчался и его тут нет с 24 февраля, а кто вообще отказался от российского паспорта. Федеральное собрание уже готовит законопроект о том, чтобы провести конфискацию активов.
— Многие просто сдают свои квартиры здесь, чтобы жить там. Получается, есть что национализировать?
— Ну, да. Подходить надо в индивидуальном порядке — кто-то уехал к родственникам в Белоруссию, это не тот случай, когда надо национализировать. Но если он уехал надолго и всерьез, он должен закрыть свой бизнес, а если он его не закрыл… Я не большой знаток налогового законодательства, но есть финансовый результат или нет его — все равно плати. В этом случае налог на имущество, предположим, платится же.
— Если говорить о наших бывших республиках, которые приняли вот эти кадры — молодые, работоспособные, получается, мы сделали им подарок, будет прирост ВВП? В Грузии и Армении он оценивается он будет около 10% за год.
— Сложно сказать, так как нет точной статистики — кто именно уехал и вообще сколько уехало. Да, подарок сделали, а сами остались без кадров — во многих компаниях не хватает айтишников, просто инженеров на производстве, правда, их и раньше было мало, но в связи с импортозамещением схватились — мы не можем провести импортозамещение по этой причине.
Но, да, почему-то большинство рванули в Казахстан, и это айтишники. Про подарки говорить не приходится, потому что ситуация вообще странная, в четырех субъектах Российской Федерации введено военное положение. Это редко так бывает, чтобы вводили военное положение в отдельных частях страны, а если вводить военное положение на территории всей Российской Федерации, то встает вопрос ребром – а чего вы, ребята, через границу мотаетесь? Границы должны быть закрыты.
У меня много вопросов, на которые нет ответов. Если до закрытия границ кто-то оказался по ту сторону, то он уже и вернуться не может, мало ли для чего ты возвращаешься? Может, собираешься террористические акты проводить, тебя поднатаскали где-то, и ты сюда уже приезжаешь по заданию коллективного Запада. Если брать границы СССР, то после 1922 года все было под жестким контролем. А сейчас нет у нас никакой границы — выйти и зайти в страну может кто угодно. Что ни возьми, миграция, экономика, какие-то военные вопросы — граница должна быть на замке.
— С постсоветскими республиками у нас могут быть договоренности по высылке неплательщиков или еще какие-то меры? Пойдут на это наши бывшие республики?
— С Токаевым сложно будет договориться, хитрый товарищ, а с братской Белоруссией можно договориться и даже договариваемся пока по отдельным персонам, Лукашенко не занимается возвращением массовых беглецов. А Казахстан и вашим, и нашим. Киргизия — под вопросом, она далеко, и ее пытаются оторвать. Армения — все понятно, как и Грузия.
— Чисто теоретически, можно ли оценить ущерб, который понесет страна из-за всей ситуации, и спасут ли тут дело повышенные налоги?
— Нет точных оценок, сколько уехало, сбежало из страны, уклоняясь от частичной мобилизации. Статистика очень приблизительная, кто и где перешел границу, не всегда можно отследить. Так что какой именно удар по налоговой системе, по экономике будет, не ясно. Ясно другое — что компенсировать бюджетный дефицит как-то надо, а не за счет ли повышения налогов в самой России это сделают? Надо закрывать границу и не только физическую, но и экономическую, отток капитала колоссальный: в этом году чистый отток 250 млрд долларов будет. Уму непостижимо, у нас за 30 лет существования России такого чистого оттока не было.