Саид Гафуров: Митингующие в Иране требуют от президента и правительства поделиться властью
В Иране протесты не утихают с сентября. Последние столкновения протестующих с силовиками привели к гибели более чем 300 человек. Началось всё из-за смерти гражданской активистки после общения с полицией. Власти Ирана обвиняют Запад в поддержке протестующих и призывах к свержению правящих лиц. Объявлено о массовых задержаниях завербованных западными, израильскими, саудовскими спецслужбами лиц, изъятии крупных партий оружия на границе, поставляющихся для протестующих. Но весь вопрос в том, что слишком многие в стране хотят получить власть, уверен востоковед Саид Гафуров, он поделился своим мнением с Накануне.RU.
— Проблемы социальные есть, была проблема с женским вопросом. Люди протестуют, пытаются свалить правительство целенаправленно и создать коалицию, чтобы поменять президента. Большие деньги брошены на дестабилизацию. Что хорошо — там правительство не очень хочет решать социальные проблемы полицейскими средствами, поэтому они чуть отпустили вожжи, и будет неприятно, если сейчас правительство ужесточит ситуацию. Пока они лояльно относятся к происходящему.
Когда говорят, что это якобы борьба между светской и религиозной системами государственного устройства, то это не так, как мне кажется. В рядах с обеих сторон присутствуют и те, и другие. И протестующие бьют не по духовной власти, а по президенту и правительству. А они там вполне себе светская власть. Протестующие добиваются смены правительства, проведения досрочных выборов, но совсем не формы правления, поскольку форма правления там непостоянна, она адаптируется, меняется. Раньше отдельно был президент, а отдельно глава правительства, потом их объединили. Это не очень уклюжая форма, но работает. Вполне могут быть какие-то реформы и теперь.
Однако очень сильно влияют на ситуацию и сторонние силы, например, США, Израиль, Саудовская Аравия — все, но не напрямую, а через своих прокси-агентов. Плюс, они, конечно, финансируют огромное количество СМИ, в том числе и радиоэлектронных. В Иране национальное телевидение скучновато, и люди часто смотрят то, что на персидском языке вещают по спутникам из-за границы, как раз эти каналы финансируются оппозиционными силами.
Если говорить про саудитов и их желание реванша после того, как Иран подвинул их с места мирового лидера на рынке углеводородов, то в Саудовской Аравии сейчас идёт смена поколений власти, старики постепенно уходят, поэтому про реванш говорить не совсем правильно. Саудовцы не очень хотят конфликтов, они побаиваются. К тому же существуют взаимные контакты Ирана и Саудовской Аравии. Иранские духовные лидеры ездят совершать хадж в Мекку и в Медину. Другое дело, что саудовские фонды вовсю финансируют протесты в Иране, но это не централизованно.
Американцы тоже финансируют подрывную деятельность, но и американцы это делают с оглядкой, они тоже уязвимы, у них ещё что-то осталось в Сирии, какие-то базы, и Иран по ним ударить может. Но это тоже нецентрализованные вливания, не из единого места управляются.
Великий аятолла Хаменеи сейчас болен, но его здоровье не оказывает влияния на стабильность ситуации в стране. Он верховный арбитр, у него нет полномочий полиции, корпуса стражей. Он не при чём, и не он подавляет волнения, а президент. И именно против президента действуют протестующие, в том и проблема. Да и вообще у меня есть подозрение, что это всё затеяно, чтобы заставить президента договариваться. Он сказал ранее, что я не буду с вами договариваться и у меня хватит власти, чтобы самому править — вот ему объясняют, что он неправ, именно этими протестами.