Кризис торговых центров: скоро закроется каждый второй?
В тучные годы россияне с удивлением читали на развлекательных порталах материалы о десятках вымерших закрытых торгово-развлекательных центров в США. В условиях, когда в России торговые площади расхватывались, как горячие эчпочмаки, трудно было поверить в такое запустение. Но теперь аналогичная ситуация может случиться и у нас.
В России может обанкротиться каждый второй торговый центр, рассказали "Известиям" участники рынка торговой недвижимости. Сейчас на продажу выставлено уже около 200 моллов, отметили в Российском совете торговых центров, причем с начала года экспозиция таких объектов увеличилась на 14%. И, разумеется, очереди из желающих не наблюдается: для банков это непрофильный актив (а большинство ТРЦ построены в долгосрочный кредит и при банкротстве грозят повиснуть именно на банках), девелоперы в нынешней ситуации не хотят связываться с активом с совершенно неясной перспективой.
Кризис у ТЦ начался не вчера: определенный спад шел и до ковида, благодаря развитию онлайн-шоппинга, высоких арендных ставок и откровенно скотского отношения администраций ТЦ к арендаторам. Все эти факторы в совокупности резко возросли в пандемию, когда все та же глупость и жадность владельцев разогнала часть арендаторов, другие сократили раздутую сеть розницы на фоне того, что даже технологически отсталые россияне освоили заказы через интернет. Пострадали и традиционные "якоря" ТЦ — продуктовые гипермаркеты, превратившиеся наполовину в дарксторы сервисов доставки. Люди перестали тратить половину выходного дня на поездку за продуктами на неделю, заодно посещая прочие магазины, кинотеатры и кафе. По сути, привычная продуктовая розница держится на консерватизме части покупателей и запрете дистанционной продажи табака и алкоголя — да и то большие гипермаркеты на расстоянии проигрывают небольшим супермаркетам шаговой доступности, в пользу которых и перестраиваются крупные сети.
В этом году ТЦ добил исход крупных западных брендов. Никакие штрафы за простой площадей не могут окупить того, что с закрытием этих магазинов падает общая проходимость в ТЦ. Сегодня доля иностранных ритейлеров "на паузе" в столичных торговых объектах доходит до 30%, несмотря на то, что часть уже вернулась со сменой названия, а часть, как Mothercare и Victoria's secret, вернутся в ближайшее время. Плюс уже упомянутое снижение потока посетителей из-за онлайн-шоппинга, где, кстати, можно купить не только продукты, но и товары ушедших брендов, от IKEA до Adidas. Плюс известные проблемы кинотеатров. В общем, моллы опустели.
Оставшись без арендаторов и посетителей, ТЦ, которых было настроено откровенно с избытком, покатились к банкротствам. По прогнозам экспертов, возможно сокращение из числа вдвое — ведь в крупных городах в большинстве районов конкурировало по 2, а то и 3 молла. Скорее всего, крупные игроки начнут перетягивать арендаторов и траффик, дабы задушить конкурентов поменьше (и снова начать прежнюю политику, дабы компенсировать выпавшие доходы). А проигравших будут или перепрофилировать (вопрос во что), либо сносить ради строительства жилья (вопрос кем и для кого, в строительстве дефицит как рабочих рук, так и покупателей).