Готовится ли "ЗАЭС доброй воли"?
Глава МАГАТЭ Рафаэль Гросси рассказал о заинтересованности российской и украинской сторон в создании безопасной зоны вокруг Запорожской АЭС. По его словам, об этом "просят украинцы", но и Россия "не против соглашения и принципа защиты станции". Как итог, он уверен, что отвод вооружений с ЗАЭС станет частью общего соглашения.
Вместе с этим Гросси рассказал, что обе стороны якобы договорились не обстреливать станцию и не вести огонь с ее территории. Будто раньше кто-то вел оттуда огонь? А вот по территории ЗАЭС обстрелы были, однако МАГАТЭ на этот счет молчит, делая вид, что не в курсе, кто виновник. Очевидно, что в случае соглашения станция не останется "свободной" — вероятно, что территория окажется и под контролем ВСУ.
МИД РФ уверяет, что не может быть и речи о передаче ЗАЭС из-под контроля России какой-либо третьей стороне. При этом ранее представители МИД РФ после консультаций по линии МАГАТЭ в Турции заявляли о сделанном России предложении не размещать на ЗАЭС тяжелые вооружения, а ВСУ при этом прекратили бы обстрелы ЗАЭС и отказались от действий ДРГ против станции.
С другой стороны, глава "Росатома" Алексей Лихачев указывал, что зона безопасности будет возможна, только если это будет одобрено Вашингтоном, и, по его мнению, "большое расстояние между Вашингтоном и Запорожьем не должно быть аргументом для руководства Соединенных Штатов о торможении решения о зоне безопасности".
Так что сейчас мы слышим довольно противоречивые сообщения и мнения, но ясно, что какой-то переговорный процесс по поводу будущего ЗАЭС идет.
Параллельно с этим обсуждается возможность восстановления работы аммиакопровода "Тольятти-Одесса". В конце ноября Владимир Путин встретился с бывшим основным владельцем "Уралхима" Дмитрием Мазепиным. Обсуждались трудности отправки удобрений в развивающиеся страны на бесплатной основе, так как многие грузы были заблокированы в портах нескольких стран. Мазепин просил помощи президента по линии ООН в решении этого вопроса, но вместе с этим затронул и вопрос поставок аммиака.
"Но прошло время, движений никаких нет. Мы надеялись, что, когда будет продолжение зерновой сделки, которое недавно было сделано, также данный вопрос будет решен. Но хочу вам доложить, что украинская сторона выдвигает ряд политических вопросов, в которых мы некомпетентны, не можем работать", — объяснил Мазепин.
Путин же сказал, что возобновление работы аммиакопровода "будет выгодно всем", но будет ли это выгодно России, если Владимир Зеленский назвал условием обмен военнопленными по формуле "всех на всех"? Это и есть тот самый "ряд политических вопросов", о которых упомянул Мазепин.
Но ведь поставки аммиака не безвозмездные — экспортная выручка РФ за экспорт по этому маршруту составляла до $2,4 млрд в год. Публицист и бывший представитель МИД ДНР в Москве Дарья Митина отмечает, что озвученная цена вопроса "повергает в изумление".
"Нет, вы реально хотите нам рассказать, что 2,4 млрд долларов — это цена потери российского областного центра и половины российской области, а также всех освобожденных территорий другой области, цена отказа от освобождения Николаева и Одессы, цена отказа от защиты Приднестровья от агрессии, цена спокойствия крымского полуострова?" — недоумевает она.
Таким образом, разблокировка трубопровода по линии ООН с подачи российского бизнеса и некое якобы соглашение по созданию безопасной зоны вокруг Запорожской АЭС становятся двумя параллельными процессами. Как считают эксперты, "параллельные" договоренности действительно могут быть, однако пока их детали неясны. К тому же и экспорт аммиака некоторые уже увязывали с продлением зерновой сделки, но этого не произошло. Политолог Павел Салин напоминает, что все же дыма без огня не бывает:
"Определенные объективные факты несколько широко интерпретируются ультрапатриотическими кругами. Но, по большому счету, определенный элемент такой квазидоговоренности наблюдается, потому что речь идет о том, что в результате некоторых пресловутых возможных сделок, которые еще порой называются "договорняками", российские власти получают дополнительные ресурсы если не для украинской кампании конкретно, то для того, чтобы поддерживать стабильность политической системы".
Эксперт также отметил, что не все выглядит так конспирологично, как это иногда описывают, будто каждый отвод войск — это обязательно какой-то "договорняк", но определенные закулисные договоренности действительно могут быть.
Как отмечает военный эксперт, полковник авиации в отставке Виктор Алкснис, с ЗАЭС связана не только возможность ядерной катастрофы, в первую очередь надо понимать, что это крупнейшая в Европе станция, которая обеспечивает 20% энергомощностей Украины. А учитывая, что критическая инфраструктура Украины находится в тяжелом положении, то Киеву крайне необходим дополнительный источник электроэнергии, тем более атомной электростанции.
"Россия уже ушла из-под Киева, ушла из Харькова, Херсона — это ведь, в основном, отнюдь не военная необходимость, а "жесты доброй воли", уступки. Будет ли уход от ЗАЭС? Я не исключаю того, что в результате какого-либо "договорняка" наши войска уйдут с территории ЗАЭС, станция перейдет под контроль МАГАТЭ, но по факту станцию возьмет под свой контроль Киев", — говорит Виктор Алкснис.
28 ноября официальный представитель Дмитрий Песков призвал не искать признаков ухода России с ЗАЭС "там, где их нет". 5 декабря он же отмечал, что Россия продолжает контакты с МАГАТЭ по Запорожской АЭС, и главное — прекратить "чреватые огромной опасностью" обстрелы станции.