Монголия: угольные протесты с угрозой для газовых проектов
Столица Монголии оказалась охвачена беспорядками. Всë началось 4 декабря из-за скандала с хищениями угля, предназначенного для экспорта в Китай.
После публикаций в СМИ о том, что количество угля, вывезенного из Монголии, отличается от количества, полученного китайской стороной, недовольные стали собираться на центральной площади Улан-Батора. Несмотря на тридцатиградусный мороз, на улицы вышло около пяти тысяч человек, большинство из которых составляет молодёжь. Сегодня митинг продолжился и перерос в беспорядки. Перед правительственными зданиями была подожжена новогодняя ëлка, собравшиеся потребовали отставки правительства и роспуска парламента, а в начавшейся давке пострадали четыре человека.
По данным портала Central Asia, список чиновников, замешанных в воровстве угля, китайская сторона представила премьер-министру Оюун-Эрдэну Лувсаннамсрай. Более того, своих должностных лиц, причастных к этому делу, в КНР якобы уже казнили. Официальных подтверждений этому нет, кроме того, непонятно, как о списке, переданном премьеру, узнали протестующие, и почему правительство, если получило этот список, не предприняло никаких действий.
В данном случае Китай действительно является заинтересованной стороной. Именно ему предназначался пропавший уголь. Монголия является важным поставщиком угля в КНР, особенно с учëтом того, что Поднебесная отказалась от угля из Австралии, а наращивание поставок из России упирается в недостаточную пропускную способность железных дорог.
Любопытно, что президент Монголии недавно посетил Китай. В тот момент протестующие на улицах Шанхая и других городов требовали отставки председателя КНР Си Цзиньпина. Несмотря на это, в ходе визита было подписано 16 документов о двустороннем сотрудничестве. Среди них впервые были подписаны "План развития инвестиционного сотрудничества между правительством Китайской Народной Республики и правительством Монголии" и "План среднесрочного развития экономического и торгового сотрудничества между Китайской Народной Республикой и Монголией".
Министр финансов Монголии сообщил, что именно уголь является основной экспорта в Китай. "Цель, поставленная обеими сторонами, состоит в том, чтобы увеличить объем торговли между двумя странами до 220 миллиардов долларов США в ближайшие 4-5 лет. Ежегодный объем экспорта угля в Китай должен достичь 40-70 млн тонн", — приводит слова министра китайский канал "Мангу гээр" ("Монгольская юрта").
Кроме того обсуждалось расширение сотрудничества в области сырой нефти и продолжение сотрудничества по строительным проектам с бесплатной помощью и кредитами под низкие проценты. Заходила речь и о работах на пограничных пропускных пунктах, в том числе и Замыын-Уд/Эрэн-Хото, входящем в транспортный коридор Китай-Монголия-Россия.
Особое значение имеет значение и газопровод, который планируется построить через монгольскую территорию.
"Мы ведем обсуждение с китайскими партнерами других перспективных проектов поставок трубопроводного газа в Китай, прежде всего по маршруту через территорию Монголии, объем поставок по которому может составить 50 млрд куб. м газа в год. И, с учетом прогнозов по дальнейшему росту спроса на газ в Китае с перспективой превышения показателя до 550 млрд куб. м к 2030 году, мы уверены, что этот проект будет полностью востребован китайским рынком", — сообщала незадолго до начала протестов зампредседателя правления "Газпрома" Елена Бурмистрова.
В таком контексте нестабильность в Монголии, независимо от того, что на самом деле произошло с экспортным углем, угрожает прежде всего крупным энергетическим проектам России и Китая. А данные о "китайском списке" могут оказаться просто отвлечением внимания.