Бензин в постсоветских странах оказался дешевле, чем в России
Стоимость литра бензина A-95 в России составила 84 цента за литр, и уже не только в крупных нефтедобывающих государствах ключевое топливо оказывается дешевле нашего, но и у многих соседей, которым РФ сама поставляет нефть и нефтепродукты.
Согласно данным GlobalPetrolPrices, на 28 ноября самый дешевый бензин А-95 в мире был в трех странах:
- Венесуэле (1,6 цента),
- Ливии (3 цента),
- Иране (5 центов).
В группе стран, где горючее обходилось дешевле $1 за литр, преимущественно находились нефтяные державы: Египет, Нигерия, Азербайджан, Катар, Саудовская Аравия и др. В США, которые являются крупнейшим производителем нефти в мире, средняя стоимость бензина составляла чуть больше доллара, что по американским меркам считается довольно дорого.
Интересно другое: среди стран, где бензин дешевле, чем в России, оказались несколько государств бывшего СССР. И речь даже не о Казахстане и Азербайджане — вот присутствие в списке Кыргызстана, где бензин стоит 78 центов, действительно удивляет, как пишут "Известия".
В чем же особенности ценообразования в разных странах?
- Например, в Иране правительство тратит в общей сложности около $100 млрд в год в виде субсидий на различные виды энергии, или около четверти ВВП. Из них около $40 млрд приходится на собственно топливные субсидии. Если сопоставить объемы экономики Ирана и России, то в наших условиях сумма могла бы составлять $200–250 млрд. За счет таких колоссальных расходов удается удерживать цены на бензин, дизель и другие виды горючего на сверхнизком уровне, но приходится ужиматься во многих прочих вопросах.
- В соседнем Казахстане (цены сейчас составляют около 50 центов за литр) бензин, а также газ как топливо тоже активно субсидируются, кроме того, существуют и элементы прямого регулирования рынка. К примеру, нефтедобытчики обязаны поставлять на местные нефтеперерабатывающие заводы определенные объемы сырья. Иногда возникает дефицит (особенно часто в конце лета — осенью, в период уборочной). В этом году государство ограничило объем продаж бензина в одни руки, а для иностранцев ввели специальные тарифы, из-за чего им пришлось заправляться, тратя в два раза больше. При этом год за годом бензин из Казахстана вывозится в Россию из-за серьезной разницы цен. Попытки уменьшить или вовсе убрать субсидии чреваты возмущением населения, и в случае с газом даже стали одной из причин волнений в январе этого года.
- Ситуация в Кыргызстане более интересная. Своей нефти и бензина в стране нет: горюче-смазочные материалы поступают по большей части из России. При этом такой экспорт не облагается пошлинами, что обеспечивает сравнительно низкую себестоимость нефтепродуктов в республике. Дальше розничные тарифы контролируются правительством. Наконец, из соседнего Казахстана топливо регулярно провозится контрабандой, что также оказывает определенное давление на цены. С учетом сравнительно низкого уровня жизни, даже небольшое повышение цен в Киргизии может быть проблемой для местных автомобилистов.
В России в последние десятилетия сложилась "гибридная" схема ценообразования. С одной стороны, субсидирование топлива для граждан у нас по большей части отсутствует, но и полностью свободным российский розничный рынок ГСМ назвать нельзя. Кроме того, налоговая система оказывает довольно сильное влияние на стоимость всех видов горючего. Основная стоимость как барреля нефти, так и литра бензина на заправке формируется в первую очередь различными налогами: НДПИ, НДД и акцизы. Нефтегазовые доходы являются основой российского бюджета, и часть этих доходов ложится на плечи граждан через налоги, зашитые в розничную стоимость бензина. Потом эти деньги поступают в бюджетную систему — частично в виде налога на добычу полезных ископаемых, в виде экспортной пошлины, акцизов на нефтепродукты, налога на прибыль, налога на доходы физлиц и так далее.
Другое дело, что во внешней торговле доля нефти и газа составляет порядка 65-67%, и она не меняется уже не одно десятилетие. 2/3 наших внешнеторговых доходов — это именно нефтегазовый комплекс, как бы власти в России ни рассказывали, что страна "слезает с нефтяной иглы" и наращивает производство высокотехнологичной продукции. Поэтому тезис о том, что цены на бензин у нас поддерживают бюджетную стабильность, просто является отражением довольно архаичной структуры производства, когда население вынуждено на заправках оплачивать этот статус "сырьевой державы". В конце концов, высокая стоимость энергоресурсов в богатой ресурсами стране (это касается не только нефтепродуктов) бьет и по конкурентоспособности промышленности — получается замкнутый круг.