Россия могла "перепрятать" $200 млрд резервов до заморозки
История с замороженными $300 млрд российского Центробанка получает новый поворот — судя по данным Атлантического совета (подведомственный НАТО американский аналитический центр), Западу удалось добраться лишь до $80-100 млрд от общей суммы. Где остальные средства — они не знают и не могут отследить.
Да и с оставшейся в руках Запада частью активов не все так просто. Замглавы центра геоэкономики организации Чарльз Личфилд в материале издания Eesti Paevaleht пояснил, что "заморозка" активов де-факто означает запрет на их перевод в Россию для зарубежных банков, поскольку в случае проведения подобной транзакции финансовая организация лишится права на работу с долларами и евро, однако часть банков в Азии или Африке может не отвечать на запросы стран Запада и не предоставлять им информацию.
На 1 января резервы Банка России составляли $612,9 млрд. Официально власти на Западе не признавали, что им доступна только треть от замороженных средств. Буквально на днях глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен предлагала создать специальную структуру для управления замороженными 300 млрд евро российских активов и 19 млрд частных активов. При этом ЕК уже повысила свою оценку ущерба, полученного Украиной от конфликта, с 385 до 600 млрд евро. Похожие прецеденты с созданием "фондов" были, например, когда в США заблокировали сначала афганские, а потом и иранские деньги.
И Запад по-прежнему будет угрожать Кремлю конфисковать то, что лежит на виду, и якобы отправить на восстановление Украины, но, как уверен экономист Никита Кричевский, этого не произойдет, потому что спонсоры республиканцев и демократов в США против такого подхода. Кто эти спонсоры и как "потерялась" львиная доля золотовалютных резервов ЦБ РФ, эксперт рассказал Накануне.RU:
— К санкциям мы начали готовиться с 2014 года, еще до присоединения Крыма. Когда решение было принято и разработан план, встал вопрос о том, что, скорее всего, будут санкции и заморозка активов. Я это знаю от посвященных лиц, которые участвовали в переоформлении наших активов за рубежом. То есть когда кажется, что власть каждый раз бывает застигнута врасплох, то это заблуждение — власти понимали, какие будут последствия, и принимали все меры, чтобы эти последствия минимизировать. Резервы — из той же оперы.
Понятно было, что теоретически санкции могут затронуть и ЗВР, и Центробанк, следовательно, нужно упреждающе перевести активы так, что они потеряются и их невозможно будет найти. В какой форме это можно сделать? Например, переоформить на какую-то стороннюю организацию, в тот же, например, Bank of New York, перевести туда эти деньги, эта организация будет под российским контролем, следить за ней будут российские граждане, но формально до этих резервов не докопаешься.
При этом надо сказать, что те финансовые структуры, которые участвуют в "перепрятывании", в этом крайне заинтересованы, потому что одно дело — замороженные средства, а другое дело — средства, которые остаются в банке и которыми можно, например, кредитовать кого-то. Поэтому совместными усилиями разрабатывается план, реализуется, а после этого выходит чиновник правительства США и объявляет о том, что мы будем замораживать ЗВР Банка России. И получается, что они заморозить-то ничего не могут. То есть формально, вроде как, могут, но фактически они не могут найти эти деньги.
Перепрятать ЗВР, напрямую переведя кому-то деньги, — это смешно, это отследят. Как правило, такое перепрятывание происходит либо через криптовалюту, либо через ценные бумаги.
Что касается "найденных" $80-100 млрд, то их не конфисковали, они заморожены, но далеко не факт, что они будут конфискованы и направлены якобы на восстановление Украины. Потому что это будет крайне опасный прецедент, это очень сильно ударит по доллару. Банковское сообщество в США сильнейшее, и оно будет категорически против, а с мнением этих людей нельзя не считаться, потому что они спонсоры как демократов, так и республиканцев.