Корейские водители сыграли в забастовочного "кальмара"
Бастовавшие в Южной Корее водители возвращаются к работе, так и не сумев добиться от правительства гарантий по минимальной оплате своего труда, и игра в забастовочного "кальмара" заканчивается для них неудачей. Тем не менее это ещё один штрих, показывающий, что некогда блестящая витрина капитализма всё больше теряет свой лоск.
Когда речь заходит о ситуации на Корейском полуострове, в первую очередь обычно вспоминают о КНДР. Однако и в Республике Корея сейчас происходят немаловажные процессы. Сеул пытается, насколько возможно, охранять многовекторность в политике. Страна зависит от Запада, здесь наращивается американский контингент, а недавно южнокорейские танки были поставлены в Польшу, которая свои запасы вооружений отправляет на Украину. Производственные цепочки, завязанные на Сеул, приобретают особое значение для Вашингтона в условиях торговой войны с Китаем.
В то же время Южная Корея в гораздо меньшей степени, чем Япония, поддерживает антироссийские санкции, а кое-где и помогает их обходить. Например, корейские суда доставляли грузы в российские порты, когда западные контейнерные линии отказались от работы с РФ. Так в нашу страну стала поступать и часть китайских товаров. В обратном направлении, через Корею в КНР, реэкспортируются российские морепродукты.
И неслучайно масштабная забастовка водителей испугала власти Южной Кореи так же сильно, как и ядерная угроза стороны КНДР. Сообщается, что забастовка, нарушив цепочки поставок, обошлась стране примерно в 3,5 трлн вон (2,6 млрд долларов США). Однако, приостановив работу на две недели, дальнобойщики сочли, что останутся без средств к существованию и большинством голосов решили прекратить забастовку.
Вскоре после этого в Сеул прибыли должностные лица Международной организации труда, которые провели переговоры с корейскими министерствами труда и транспорта. Корейское правительство призывали успокоить ситуацию, а не нагнетать напряженность.
"Вопрос о продлении минимальных фрахтовых ставок (что предполагает, например, и гарантированную ставку минимальной заработной платы) еще на три года, чего, по сути, и добивались протестующие, был включен в повестку дня заседаний Национального собрания Республики Корея. Депутаты от оппозиционной (но сохраняющей большинство в парламенте) Демократической партии "Тобуро" провели через профильный комитет законопроект о продлении действия этих гарантий еще на три года. В то же время, в правящей консервативной партии "Гражданская сила" заявляли, что сначала необходимо прекратить забастовку, и лишь затем вести диалог с профсоюзными активистами", — рассказал Накануне.RU эксперт РИСИ Роман Лобов.
После прекращения забастовки власти продолжают "рыночную оптимизацию" и в других сферах. Президент Юн Сок Ёль призвал к быстрой "нормализации" национальной системы медицинского страхования, заявив, что расширение охвата предыдущим правительством привело к пустой трате финансовых ресурсов. В корейских СМИ видят в этом намерение главы государства отказаться от политики предыдущей администрации Мун Чжэ Ина, сосредоточенной, наоборот, на расширении охвата медицинского страхования.
Таким образом, не только водителям предстоит работать без гарантий минимальной оплаты, они, как и все жители Южной Кореи, станут больше платить за медицинское обслуживание.
По мере ухудшения экономической ситуации в РК масштабы забастовочного движения в стране будут расширяться. "В этом случае могут последовать и другие, более крупные протестные акции. Тем более, что сегодня правительством РК обсуждается принятие мер, которые могут, по мнению оппозиции, ужесточить трудовое законодательство", — считает Роман Лобов.
Дальнейшие волнения в обществе по поводу соблюдения трудовых прав могут негативно повлиять на политическую ситуацию в Южной Корее. "Южнокорейский избиратель (как, впрочем, и любой другой) проголосует прежде всего именно за ту политическую силу или деятеля, действия которого приведут к решению социально-экономических проблем, а не сокращению социальных гарантий", — отмечает эксперт.
Похоже, что Южную Корею ждут непростые времена. Но профсоюзному и забастовочному движению там есть куда расти. Тот же профсоюз солидарности водителей летом объединял лишь 6% из 420 тысяч работников отрасли. К забастовке стали присоединяться и дальнобойщики, не входившие в организацию. Однако нельзя сказать, что подавляющее большинство водителей страны решились выступить в защиту своих прав. Это обстоятельство сыграло свою роль в неудаче акции.