Какие машины смогут приобрести россияне в новом году?
Самые мрачные прогнозы автоэкспертов, которые делались в начале 2022 года, сбылись — автомобильный рынок упал в два с половиной раза, и надежд на то, что в 2023 году ситуация улучшится, нет. Это связано не только со сложностями в поставках, но и с платежеспособностью населения — спрос значительно снизился, тогда как цены на машины выросли в среднем на 40%, по некоторым маркам премиум-класса и класса люкс — на 70%, а определенные бренды и вовсе удвоились по стоимости. Отечественные и китайские бренды тоже подняли цены. Какие же машины смогут приобрести россияне в 2023 году?
Вероятно, будущее российского авторынка — за китайскими брендами, так как Китай делает свои чипы. Американские и европейские автомобили везут авто по параллельному импорту, но такие машины ставят перед владельцами проблему запчастей, даже не оригинальные выросли в цене на 20-40%, есть вероятность, что оригинальные найти будет все сложней. А отечественный автопром задирает цены несообразно выше, чем предлагает качество. Также удар по рынку произошел осенью — автокредиты перестали выдавать в обычном объеме, так как все мужчины относительно призывного возраста стали рисковыми заемщиками.
Что касается импортных машин, то тут цены растут по понятным причинам — из-за осложнений с логистикой, из-за дефицита также поднимается цена. Рынок падает потому, что и спрос уменьшается из-за неопределенности в экономике, считает генеральный директор "АВТОDOM Подписка" Максим Шишко.
"Лада Веста" и "золотой" "Москвич"
Рынок подержанных автомобилей от 1 млн до 3 млн практически вымер, говорит автоэксперт Илья Ушаев, сегодня люди выбирают себе машины за меньшую стоимость, а те, кто может позволить авто за цену 3 млн, делают это за границей.
Отечественный автопром не спасает, та же "Лада Веста" в салонах стоит более 1 млн, между тем, ценник "Лады" никогда не превышал 700 тыс. руб. Автомобиль "Москвич 3" (Jac JS4) тоже наделал много шума со своей ценой, но эксперты считают, что все "Москвичи", которые будут собраны из привезенных деталей из Китая, будут проданы либо по госконтрактам, либо пополнят ряды каршеринга и такси в Москве, так что потенциал есть, хотя цена кусается, но на фоне стоимости "Лады", 2 млн за новый Jac (все же не ноунейм) не кажется чем-то умопомрачительным.
Для эконом-сегмента, конечно, отечественные автомобили стали чем-то недостижимым, учитывая, что люди сейчас не готовы брать автомобили, которые вчера стоили 300 тыс., а сегодня все 600 тыс. руб. и выше.
Те же, кто может позволить себе машину за 2 млн, "голосуют рублем" против "Весты" и идут за китайскими кроссоверами по такой же цене. Или в этом сегменте ждут по параллельному импорту "Тойоты" и "Мицубиси", из минусов — может не быть подогрева и особой теплоизоляции, но цена чуть меньше 2 млн — несомненный плюс. Как говорят эксперты по параллельному импорту, даже наш условно "отечественный" "Москвич" можно привезти из Китая за 1,2-1,3 млн, и при этом заработать. Парадоксальная ситуация, конечно.
Возможно, в будущем году появится иранские машины, но рынку нужно будет к ним привыкнуть, и есть вопрос — кто и как их будет обслуживать, страховать?
Китайские бренды
Порядка 15% автопрома сейчас занимают машины из Китая, есть прогноз, что продажи китайских автомобилей еще подрастут. Но нюанс в том, что китайские бренды, на которые у многих была надежда, поставляют нам машины немного другого качества: сами китайцы ездят на тех, что стоят более 50 тыс. долларов, а к нам такие не завозят, некоторые эксперты связывают это с тем, что китайцы планируют такой "премиал" отправлять на европейские и американские рынки, поставки в Россию для них могут обернуться ограничениями.
Кстати, на свои автомобили в Китае действует пожизненная гарантия, также там есть скидки от государства. Как объясняет Ушаев, к нам завозят такие бренды, которые в Китае стоят 10-15 тыс. долларов, а в России их продают в два раза дороже — от 35 тыс. долларов. И тем не менее, их берут, а эксперты приветствуют выход на рынок китайских дилеров, хотя и тут много регуляторных препятствий, вопросов сертификации, валютных переводов, таможни, налогообложения — это то, что надо решать на правительственном уровне.
Возможно, китайские машины все чаще будут выходить под российскими брендами, "АВТОDOM", например, может взяться за это, они уже стали правопреемником "Мерседес" в России, в 2023 году эту сделку должны подтвердить на государственном уровне.
Параллельный импорт
2022 год — год перемен, и следующий будет такой же. В автомобильном бизнесе много страхов. Но вот параллельный импорт показывает совсем другие итоги года. Специалист по параллельному импорту Александр Тихомиров рассказывает, что наладить параллельный импорт в этом году получилось из Азии и Европы, Америка продолжает привозить машины, причем не только с пробегом, но и новые. Китайцы адаптируют под рынок свои авто, русифицируют меню.
"Спрос на машины у нас есть, — говорит Тихомиров. — И спрос достаточно хорошо вырос. Здесь главное — вопрос доверия, народ пошел и покупает автомобили у "серых" дилеров по приемлемым ценам".
Генеральный директор "АВТОDOM Подписка" Максим Шишко называет все это откатом в 90-ые, когда физлица наращивают в пять раз продажи по параллельному рынку, в то время как официальный падает в три раза. Хотя и официальные дилеры так или иначе идут в "серую зону", привозят авто без гарантии, и новые машины ставят в ряд с "пробегом".
Подождать или покупать?
Что касается не китайских брендов, то в салонах ажиотажа по продажам нет. Ценники выросли на премиальный сегмент, но на так называемый неликвидный — упали. Дело в том, что, например, "Лендроверы" 2013-2017 гг. теперь стоят дешевле (если брать у частников), но люди их плохо берут, так как непонятно, что будет с запчастями.
"На новые машины спрос все равно есть, и люди будут покупать. Я не вижу, что рынок будет уменьшать цены, будет удорожание из-за роста доллара. Либо бурный всплеск из-за Нового года", — говорит Ушаев.
В целом картина такая: те, у кого есть автомобиль, менять его не собираются, даже если есть необходимость, есть люди, которые верят слухам о том, что со следующего года уберут заградительные пошлины на ввоз иностранных авто, третьи могут позволить себе купить машину в Корее, но не делают этого из-за опасений переводить полную сумму и остаться в итоге ни с чем, но корейцы на других условиях свои авто не будут привозить.
"По снятию пошлин за завоз автомобилей из-за рубежа официальной информации нет, но люди грезят, — рассказывает Ушаев. — Слухов очень много. Люди хотят новые автомобили, но сейчас у нас есть реально только отечественный автопром и китайский автопром низкого качества, либо премиум, который не каждый может себе позволить".