В России перестанут бороться с коррупцией?
После новости о том, что Россия выходит из Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, стала тиражироваться идея, что все — теперь с коррупцией у нас бороться не будут. Подогреваются эти слухи и такими законодательными мерами, как запрет на публикацию данных о доходах чиновников на время проведения СВО. Объясняется мера безопасностью, но в народе опасаются, как бы она не обернулась безнаказанностью. Как Россия без Европы будет бороться с мздоимством, разбиралось Накануне.RU.
Россия вышла из Группы государств против коррупции (ГРЕКО) и денонсировала Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию из-за дискриминации представителей Москвы внутри антикоррупционной организации. На самом деле, говорить о том, что Россия снимает с себя какую-либо ответственность, странно, у каждой страны-члена ГРЕКО есть собственное законодательство, которого там придерживаются вне зависимости от того, состоит ли государство в той или иной Конвенции.
Выход из Группы был логичным шагом после того, как Россия покинула Совет Европы, ведь ратификация конвенции произошла, когда мы туда вступили в 1996 году. И ГРЕКО занимается в основном различными рекомендациями и мониторингом. Пока наше антикоррупционное законодательство никак не изменилось. После же выхода из Совета Европы мы автоматически лишились права голоса и в ГРЕКО, вся роль нашего представительства свелась к роли статиста.
Естественно, МИД РФ оскорбился, и смысла сидеть на заседаниях для себя не увидел. Более того, после выхода из Совета Европы уже произошел ряд других денонсаций, но именно конвенция по коррупции стала триггером для общественного возбуждения. И неспроста, действительно, коррупция — больная тема в нашей стране.
У нас свои методы — перевоспитание?
Депутат Госдумы, заместитель председателя комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный напоминает, что наше законодательство и так развивается, например, создан Совет при президенте по противодействию коррупции, утверждены национальные планы по противодействию коррупции, есть и национальная стратегия. С момента принятия базового закона было принято порядка 130 актов, которые направлены на противодействие взяточничеству, напоминает Выборный. Тем не менее, коррупция до сих пор не изжита, законодатель уверен, что бороться здесь надо не кнутом, как в Китае, а … созданием нового человека, которому воровать будет просто стыдно.
"Мы формируем нового человека, который не приемлет коррупционного отношения: в советское время была доска позора, доска почета. Точно так же в настоящее время введен и уже достаточно активно работает реестр коррупционеров. У нас нет смертной казни за это, как в Китае, мы на это не пошли. Потому что мы понимаем, что одномоментно лечь спать и проснуться в другом государстве невозможно. Системно, шаг за шагом, используя все правовые механизмы, мы можем создать развитое правовое государство, где нет такого зла как коррупция", — говорит Выборный.
А в Китае смертная казнь...
Такая себе альтернатива смертной казни, конечно — занесение в реестр или увольнение без права занимать определенные должности три года. Но, как говорит адвокат Дмитрий Аграновский, для того, чтобы ввести высшую меру для проворовавшихся чиновников, должно и следствие в разы повысить качество своей работы.
"Если вы применяете смертную казнь, то авторитет этого решения должен быть безукоризненным. Качество состязательности процесса у нас сегодня не позволяет ввести смертную казнь. Я как потомственный адвокат знаю, это мое мнение, что при Сталине положение с правами человека было лучше и было выше качество следствия, качество суда. Да и масштабы коррупции были не те — в социалистической экономике меньше возможностей для таких преступлений. Опыт прошлого надо изучать и что-то можно применять. Мы сейчас не о расстрелах. Была целая система, в которой можно было добиться справедливости, и люди реабилитировались, а сейчас сложнее это сделать. Смертная же казнь в позднесоветское время применялась очень редко", — говорит Аграновский.
По мнению эксперта, объемы коррупции зависят прежде всего от политической системы, и мздоимство широко распространено не только в России, но и в США, и в Европе, причем часто в очень благополучных странах. При этом если взять Китай или Кубу, то там уровень таких преступлений гораздо ниже. "Отказались от социализма — отказались от низкого уровня коррупции", — приходит к выводу Аграновский.
Зачем принимают законы, которые упрощают коррупцию?
Эксперт уверен, что борьба с коррупцией в России будет продолжена, и она станет более настойчивой, так как время диктует свои правила, если в мирной жизни это было просто "нехорошо", то сейчас коррупция может привести к катастрофе. Но при этом мы видим лишь некоторые послабления, которые также продиктованы ситуацией вокруг СВО, из соображений безопасности чиновники теперь могут не декларировать доход.
"Это внутренний акт, его можно обсуждать, — поясняет публицист, бывший представитель МИД ДНР в Москве Дарья Митина. — С какой целью это сделано, я не знаю, я отношусь к этому крайне отрицательно. Хотя всем понятно, что эти нажитые нелегальным путем состояния ни в каких декларациях не отражаются, есть множество лазеек, как это скрыть, оформить на тещу и детей. Поэтому, конечно, назвать эти декларации каким-то адекватно отражающим ситуацию документом нельзя, тем не менее, это дело поучительное. Но это никак не связано с нашим выходом из ГРЕКО. Мне неизвестен ни один случай, когда в результате этой конвенции в той или иной стране возбуждались какие-то дела или какой-то персонаж привлекался к ответственности".
Россия разворачивается с Запада на Восток, и вполне возможно, что вскоре будут созданы международные группы и подписаны подобные конвенции, но уже в связке с Китаем и Индией? Некоторые эксперты уверяют, что так оно и будет. Нам же кажется довольно сомнительным, что чиновники по доброй воле вступят в какие-то договоренности с Китаем, где формирование нового человека, которому стыдно воровать, происходит не путем внесения в реестр, а путем вынесения вперед ногами. А если Россия и правда "разворачивается", собирает вещи и уходит из многих западных организаций, то когда же наступит черед Всемирной торговой организации, например? Или что насчет ВОЗ? Если в коррупции Европа нам не закон, то почему в торговле и здравоохранении до сих пор мы зависим от "бывших"?