В России могут похоронить программу "Чистый воздух"
Уральские промышленные предприятия столкнулись с проблемой недоступности иностранного оборудования для проведения экологической модернизации. В связи с этим крупнейшее лобби промышленников просит отказаться от идеи введения крупных оборотных штрафов за превышение квот выбросов в рамках проекта "Чистый воздух". Экологи, в свою очередь, считают, что действия бизнеса направлены на лоббирование собственных финансовых интересов, а штрафы — единственная мотивация для предприятий снижать выбросы. Отказ же от карательных мер полностью убьет "Чистый воздух". Подробности — в материале Накануне.RU.
По словам первого вице-президента Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей (СОСПП) Александра Породнова, предприятия региона вынуждены сдвигать реализацию экологических проектов. Среди основных причин такой тенденции он назвал отсутствие доступа к иностранным технологиям и переориентацию компаний на другую повестку.
"До 2022 года предприятия реализовывали мероприятия по обеспечению экологической безопасности во всех городах присутствия. Такая проблема по сдвижке вправо обязательств по экологическим соглашениям есть, мы с ней работаем. Первая причина — это недоступность экологического оборудования иностранного производства. Вторая заключается в том, что появились более важные задачи, в том числе социальная ответственность и создание более комфортных условий для сотрудников предприятий. Мы видим это и по результатам опросов в том числе, экологическая тематика начала уступать социальной в фокусе внимания предприятий", — отметил Александр Породнов.
Представитель организации добавил, что в связи с этим уральский бизнес полностью поддерживает инициативу Союза промышленников и предпринимателей РФ Александра Шохина по отсрочке введения оборотных штрафов за превышение квот вредных выбросов.
Соответствующее письмо глава РСПП направил вице-премьеру Дмитрию Григоренко в конце 2022 года. В документе Александр Шохин указывал на то, что введение оборотных штрафов приведет к прямым финансовым потерям для бизнеса, а достичь целевых показателей выбросов к 2026 году не удастся из-за санкций и отсутствия доступа к иностранным технологиям. При этом отечественные аналоги могут быть так и не найдены, считает он.
Речь идет о требованиях федерального проекта "Чистый воздух", который начался в 2018 году в 12 городах России: Братске, Красноярске, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Норильске и Новокузнецке. С 1 сентября 2023 года к ним добавятся Абакан, Астрахань, Барнаул, Иркутск, Махачкала, Ростов-на-Дону и другие города, всего их 29. Целью проекта является к 2030 году вдвое сократить количество опасных загрязняющих выбросов.
Для достижения цели промпредприятиям устанавливаются квоты на выбросы, но чтобы уложиться в них, бизнесу необходимо пройти экологическую модернизацию, а цифры такого апгрейда впечатляют. Например, расходы ММК на эти мероприятия оцениваются в 71,6 млрд руб., половину из которых комбинат уже вложил. В свою очередь стоимость "Чистого воздуха" для "ЕВРАЗа" в Нижнем Тагиле составит более 10 млрд руб. Компания также уже сделала часть инвестиций. Хотя жители Нижнего Тагила регулярно публикуют фотографии заводских труб, из которых идет черно-бурый дым.
В качестве стимуляции бизнеса правительство РФ намерено ужесточить ответственность предприятий–загрязнителей. Как ранее сообщало Накануне.RU, глава Миприроды РФ Александр Козлов озвучил, что соответствующий закон находится в завершающей стадии разработки. По словам федерального министра, планируется установить штраф в размере 250 тыс. руб. за первое превышение квот, а в случае повторного нарушения взымать с загрязнителей 10% от годовой выручки.
Одним из проблемных городов проекта "Чистый воздух" является Челябинск, где регулярно объявляется режим "черного неба", а в 2022 году было отмечено увеличение объемов выбросов. Местные экологи выступают категорически против отказа от оборотных штрафов, считая их единственной мотивационной и профилактической силой. По словам руководителя общественной экоорганизации "АнтиСмог" Евгения Маленкина, РСПП, выступая за отказ от штрафов, действует исключительно в коммерческих интересах предпринимателей.
"Никто не преследует цель забрать прибыль у предприятий. Штрафы — это профилактика нарушений и указание на недопустимость нарушений природоохранного законодательства. Без них нет никаких сдерживающих факторов. Законодательство ужесточается в части природоохранных мер, но это необходимо. Все остальное — лобби промышленников и предпринимателей. Экоактивисты придерживаются противоположной точки зрения. Нужно не торопиться, но следуя вектору развития экологического законодательства, предложение Шохина останется только предложением", — считает Евгений Маленкин.
При этом собеседник издания отметил, что в Челябинской области промышленники не заявляли о каких-либо непреодолимых проблемах с поставками очистного оборудования и комплектующих. Это еще раз указывает на нежелание отдельных представителей бизнес-сообщества вкладываться в экологическую модернизацию, считает он.
"В Челябинске есть ряд крупных металлургических предприятий, которые по соглашениям с властями проводят гигантскую модернизацию, и они заверили, что никаких перебоев с поставками комплектующих нет. Все при желании можно найти", — резюмировал общественник.