Сможет ли Украина достать до Урала?
Украинский политик Михаил Подоляк заявил, что ВСУ собираются наносить удары по трем столицам — столице государства, северной столице и столице Урала.
"Будут наноситься удары по разным целям. В том числе, ударам будут подвержены такие города, которые изнеженные, ленивые, как Москва, Петербург, Екатеринбург и так далее", — сказал советник главы Офиса президента.
В это время стало известно, что новые объекты ПВО устанавливаются в Москве и Подмосковье, некоторые устанавливаются даже на крышах ведомственных зданий. И тут появляются резонные опасения, а ПВО на крышах — это вообще безопасно? И речь даже не о том, что, например, один ЗРПК "Панцирь-С1" весит до 30 тонн, а о том, что эти объекты сами могут стать мишенями или сбить непрошенный БПЛА над городом.
Как объясняют эксперты, из двух зол выбирают меньшее — или беспилотник будет сбит над городом, или угодит в какой-то важный объект вроде электростанции или того хуже — атомную станцию. Поэтому и поднимать системы над городом необходимо выше обычных расположений, уверен военный эксперт Владислав Шурыгин.
"Позиция на крыше позволяет поднять радиолокационное поле, чтобы захватывать цели дальше. Беспилотник — это маловысотная цель, которая идет на высоте 200-300 метров, и чем дальше ты ее можешь обнаружить, тем эффективнее ее можно сбить", — рассказал эксперт в беседе с Накануне.RU.
А в Свердловской области приступили к устройству дополнительной защиты вокруг атомных объектов. По постановлению главы региона до начала марта будет определен состав технических средств, которые необходимы для обнаружения бесплотных аппаратов в подлетной зоне к Белоярской АЭС и предприятиям ядерно-оружейного комплекса, коих на Среднем Урале немало.
Как напомнил депутат Госдумы от Свердловской области Максим Иванов, средства ПВО давно размещены вокруг критически важных объектов, но дополнительно будут усиливаться средствами против атаки дронов:
"В Москве и других регионах объекты критической инфраструктуры, которые обычно связаны с энергетикой, активно оборудуются средствами для того, чтобы минимизировать воздействие дронов, это радиоэлектронная борьба. Это не значит, что их буду сбивать — их будут сажать принудительно или уводить в сторону. То есть такая работа ведётся, и я считаю, что наши объекты критической инфраструктуры, в том числе ядерные, надёжно защищены".
Другой важный вопрос — а смогут ли вообще украинские военные достать до критически важных объектов? Если Москва и Санкт-Петербург относительно недалеко, то Екатеринбург — в самой глубине страны. В советские годы закрытые города и критически важные объекты были строго засекречены, дело доходило до того, что у них не было названий, они имели только номера, а на картах даже не имели отметок. После развала СССР всему предали "гласность" — иностранцы посещали не только города страны, но и окрестности, а с ними и важные объекты. Впрочем, эксперты напоминают, что с развитием космической разведки в дальнейшей секретности не было особого смысла — все равно из космоса все видно. Пока главной угрозой являются диверсии, поэтому пропускной режим нужно сохранять, но средств для атаки вглубь страны у Украины сейчас нет.
С другой стороны, полковник авиации в отставке Виктор Алкснис в беседе с Накануне.RU напомнил, что у Украины в Днепропетровске осталось важнейшее с советских времен предприятие "Южмаш", на котором создавались знаменитые ракеты "Сатана". И несмотря на то, что летом 2022 года по нему нанесли ракетный удар, в теории ВСУ могут получить не только технологии для производства оружия дальнего действия, но и уже готовое изделие. Киев может просить вооружение у западных "партнеров".
"К любым заявлениям украинских деятелей надо относиться с пониманием того, что 90% озвученного — это пропаганда и пиар, поэтому надо сразу все сказанное делить на два и больше. Но 10% — это реальное содержание. Сейчас Украина проводит очень большую программу за границей по созданию собственных беспилотников, и они могут иметь дальность 1000-1500 км. Вполне возможно, что на следующем этапе они попытаются сделать еще более дальние БПЛА", — объясняет Владислав Шурыгин, добавляя, что главный вопрос в количестве, которое можно произвести и запустить, чтобы получить "окно прорыва".
Отчасти поэтому и была начата спецоперация, уверен Виктор Алкснис — чтобы не допустить усиления на границе государства, во главе которого уже много лет меняются враждебные политики. И сегодня, по мнению эксперта, нельзя останавливаться на полпути, иначе получится та же ситуация, какая была в 2014 году, когда Украина получила передышку в ходе "Минских соглашений", смогла провести за восемь лет модернизацию своих Вооруженных сил и создала боеспособную армию. Впрочем, пока она боеспособна только на земле, а заявлениями Подоляки только огрызается, уверен Виктор Алкснис:
"Я думаю, что если США не предоставят им ракеты дальнего действия, то вряд ли они смогут достать до Урала. Я думаю, что это даже не имеет особого смысла, ведь даже по Москве или Санкт-Петербургу они не смогут нанести серьезного ущерба, но вот моральный ущерб — это для них самое главное. Чтобы показать, что Украина — якобы могучая военная держава, которая может "поставить на место" Россию".