Власти отчитываются о низкой безработице во время всплеска "неполной самозанятости"
Судя по всему, новый тренд наметился на российском рынке труда — если во время коронакризиса многие стали самоизолированными и вынуждены были терять в доходах, то теперь попадают в "теневую безработицу", находясь в простое или работая неполный день, и становятся самозанятыми. Власти же как будто не замечают этих людей и рапортуют про рекордно низкое количество граждан на трудовой бирже, хотя фактически сотни тысяч людей вынуждены выкручиваться кто как может.
Как и во время пандемии, власти РФ во время нового экономического кризиса фиксируют рекордно низкую безработицу. 12 января президент РФ Владимир Путин заявил, что безработица достигла минимального уровня в 3,7%. Причины, вроде бы, лежат на поверхности, и речь не о том, что в стране растет промышленное производство и создаются рабочие места. Минэкономразвития писало в своем докладе, что только в сентябре на фоне призыва на фронт Россия потеряла более 600 тыс. человек на рынке труда, а численность рабочей силы упала с 72,6 млн до 71,8 млн человек. То есть кто-то отправился за "высокооплачиваемыми рабочими местами" в зону СВО, а кто-то покинул Россию.
Также, отчитываясь о рекордно низкой безработице, власти почему-то не вспоминают про неполную занятость, уровень которой сейчас тоже рекордный. Росстат оценивает ее в 3,9%, однако аналитики Finexpertiza посчитали, что уровень реальной скрытой безработицы достигает почти 13%.
Они полагают, что с января по октябрь прошлого года число скрытых безработных увеличилось на 730 тыс. человек (при официальном количестве безработных 2,7 млн). К концу первого квартала неполный рабочий день был у 1,12 млн россиян (+100 тысяч), в простое находились 240 тыс., в отпусках за свой счет — 3,3 млн (+550 тыс.).
Наиболее высокая безработица возникла в автопроме, который в 2022 году пережил обвал производства на 79%. По состоянию на конец октября в простое было 27,1% работников. 8,4% работали неполное рабочее время. Предприятия лесной промышленности отправили в простой 10% сотрудников, производители продуктов питания — 17,9%, химзаводы — 17,9%, фармацевтические предприятия — 17,8%. На металлургических заводах в отпусках без зарплаты находится 20% сотрудников, такая же ситуация на мебельных фабриках. И это несмотря на уход многих западных компаний и открывшиеся ниши для импортозамещения.
Еще одна ложка дегтя в бочку меда, которой и видят наши власти рынок труда в РФ: каждый девятый житель России трудоспособного возраста к концу 2023 года будет зарегистрирован в качестве самозанятого.
"Причины бурного роста регистрации вполне понятны: многие люди лишаются работы, многие теряют в зарплате и ищут подработку, а режим самозанятости позволяет делать это вполне легально", — заявила общественный омбудсмен по вопросам защиты прав предпринимателей на специальных режимах налогообложения Марина Блудян.
В связи с этим у экспертов появляются резонные вопросы — знают ли Правительство и сам президент Путин реальную экономическую картину, или же выстраивают экономическую политику на тех благостных отчетах Росстата, которые сами и выдают в эфир? Для принятия адекватных мер и решения тех глобальных задач, которые ставит руководство страны — даже по наращиванию ГОЗа, необходимо понимать, как реально обстоят дела с занятостью и безработицей, сколько есть рабочей силы, насколько полно задействованы трудовые ресурсы и какие есть резервы. Как в случае столь масштабных расхождений статистики вырабатывать и реализовывать адекватные меры — непонятно.