Рынок труда призвал женщин, молодежь и пожилых
В конце 2022 — начале 2023 года на рынке труда в России начали проявляться структурные сдвиги, которые, судя по всему, в ближайшем будущем лишь усилятся. Дефицит кадров испытывает уже каждая вторая компания. Как пишет "Коммерсант", в свежем региональном обзоре Банк России фиксирует рост кадровой конкуренции со стороны предприятий ОПК и увеличение проблем в гражданских отраслях, где перешли к найму молодежи, женщин и сотрудников пожилого возраста.
Хотя власти гордятся рекордно низкой безработицей, но в сентябре 2022 года в годовом выражении данные показывали сокращение занятости только в отрасли обработки на 370 тыс. человек — это максимум среди всех крупных секторов и самые быстрые темпы разрушения рабочих мест с ковидного 2020 года. "Отнести на мобилизацию это сокращение не получится — падение разделилось практически равномерно: минус 185 тыс. рабочих мест и у женщин, и у мужчин", — описывает осеннюю тенденцию Александр Исаков из Bloomberg Economics.
Теперь опросы фиксируют рост найма в начале 2023 года и некоторое снижение дефицита кадров, но все равно он остается наиболее заметным в той же промышленности. По данным февральского обзора региональных экономик ЦБ, всего в декабре проблема в РФ касалась 45% компаний: 55% в обработке (в машиностроении — 66%, в металлургии — 48%), 48% — в строительстве, 46% — в АПК, столько же в секторе "транспорт и хранение" и 41% — в услугах. Усилился дефицит кадров, особенно сильный по специальностям, требующим высокой квалификации.
Разработчик системы управления ракеты-носителя "Союз-2" Леонид Шалимов недавно отмечал, что оборонке больше всего не хватает станочников, слесарей-сборщиков, токарей и фрезеровщиков. Ровно тот набор кадров, подготовкой которых государство не занималось годами, если не десятилетиями. По этим специальностям очень большой дефицит. Многие эксперты еще до начала СВО предупреждали, что дефицит кадров в России стал сдерживать уже даже самый скромный экономический рост. А сейчас проблема катастрофично обострилась.
В корпорации "Уралвагонзавод" привлекают к принудительным работам осужденных и пытаются набирать даже женщин без специальности.
"Нам не хватает специализированных кадров. В первую очередь, это станочники. Но кадров уже не хватает и без специальности, то есть людей, которых мы бы могли обучить. Даже женщин без специальности не можем набрать. В данный момент нам надо 50 работниц, которых готовы обучить. Оплата сдельная. Желающих нет. Но, в основном, не хватает, конечно, мужчин", — говорил исполнительный директор крупнейшей корпорации страны Владимир Рощупкин.
Но если ОПК готов повышать зарплаты рабочим (хотя нередко это лишь следствие возросшего количества смен), то гражданский сектор, занятый импортозамещением, не всегда, в итоге как раз производители гражданской продукции больше всего и столкнулись с дефицитом трудовых ресурсов. При этом в ЦБ заявляют, что якобы лишь 6% предприятий связывают усиление дефицита с "частичной мобилизацией".
Банк России вынужден констатировать, что в невоенных секторах компании адаптируются к нехватке кадров при помощи автоматизации, роста числа смен и найма "женщин и мужчин младших и старших возрастных категорий на традиционно мужские специальности". И, видимо, как нельзя кстати тут придется принятие законопроекта об упрощенном трудоустройстве подростков с 14 лет?
Компании же, которые испытывали проблемы с импортными запчастями, оборудованием и компонентами, чаще других прибегали к режиму неполной занятости и в ряде случаев намерены перейти к сокращению занятости в этом году. И хотя президент РФ Владимир Путин заявляет, что безработица в стране достигла минимального уровня в 3,7%, но часто при этом не упоминается, что уровень реальной скрытой безработицы, по независимым оценкам, достигает почти 13%.
Так что на рынке труда действительно начались структурные сдвиги, сулящие мобилизацию трудовых ресурсов женщин, пожилых и молодежи. Происходит это в условиях продолжающегося старения и вымирания населения страны, в отсутствие реального роста зарплат, повышения производительности труда и со всеми "прелестями" нынешней экономической модели вроде пенсионной "реформы", когда у пожилых и не остается другого выбора, кроме как работать.