Игорь Юшков: "Дрожь Турции" не отменит проект газового хаба
Землетрясения, потрясшие Турцию, вряд ли повлияют на проект газового хаба, который Анкара намерена реализовывать вместе с Москвой. Во-первых, стихия накрыла восток страны, а газ "идет" через западные территории. Во-вторых, хаб — больше "виртуальная" история, и строить для него специально ничего не надо, отмечает аналитик Финансового университета Игорь Юшков. Своим экспертным мнением он поделился с Накануне.RU:
— Строительство хаба не "накрылось", кто бы сейчас что ни говорил. Газовый хаб вообще не предполагает строительство чего-то нового. В Турции есть подземные хранилища, которые предполагалось использовать как буферные элементы и хранить там часть газа, чтобы он мог продаваться на спотовом рынке.
Никаких сведений, что проект хаба пострадал, нет — землетрясение было больше на востоке, а по проекту все планируется на западе. В основном, газовый хаб — это правила игры, рынок, точка приемки–сдачи. Во многом он будет существовать виртуально — газ приходит в Турцию и там меняет собственника с "Газпрома" на какие-то иностранные компании. Пока что даже не предполагалось строительство нового газопровода в Турцию. Возможно, в будущем, если все будет успешно, можно было бы построить одну-две нитки "Турецкого потока", вернуться к объему "Южного потока".
Единственная проблема может быть в переговорном процессе — Турция и сейчас просит дополнительную скидку от "Газпрома", ссылаясь на экономическую ситуацию, а теперь вообще ситуация кардинально поменялась, Анкара скажет, мол, нам деньги нужны для восстановления страны, и делая нам скидку, вы вносите свой склад в восстановление Турции. Этот аргумент может быть использован, в этом может возникнуть сложность — как договорятся, кто какую прибыль будет получать, какой будет тариф транспортировки газа через турецкие газопроводы. Турция по-прежнему заинтересована в этом хабе — он позволит ей получать деньги.
Если же по каким-то причинам для нас этого хаба не будет, то на Запад сложно будет ресурсы доставлять, либо нужно будет договариваться с европейцами о восстановлении прежних маршрутов доставки. "Северные потоки" можно запустить, можно запустить хотя бы одну нитку "Северного потока – 2", которая уцелела. Если кардинально изменится ситуация в отношениях России и Европы, то можно ожидать, что Турция вернет "Газпрому" его долю в компании – операторе газопровода "Ямал – Европа", а российское государство снимет санкции с этой компании. Тогда можно организовать транзит газа по нитке "Ямал – Европа".
И сложно представить, чтобы Украина запустила второй газопровод. Она его перекрыла под предлогом того, что он проходит по территории ЛНР. Для этого что-то должно поменяться либо в Киеве, либо в Москве. Представить это сейчас пока сложно, поэтому украинский транзит будет оставаться максимум в объеме 42,2 млн "кубов" в сутки, как это было в 2022 г.
- Главная повестка дня всегда под рукой – в нашем Telegram-канале