БРИКС не спешит с альтернативной валютой
Но развивает расчеты в нацвалютахВ небе над Соединёнными Штатами активизировались неопознанные летающие объекты. ПВО, едва ли не впервые в истории, сбивает цели над Канадой и над озером Гудзон. Однако параллельно происходят события на финансовом направлении — не столь заметные, но не менее важные. Вскоре после заявлений о создании единой валюты стран БРИКС начались реформы в общем банке этой организации, а президент Бразилии отправляется в Вашингтон. Подробности — в материале Накануне.RU.
Тезис о том, что БРИКС — это альтернатива американскому глобализму, слышен уже давно. Критики этого проекта столь же долго сравнивают его с Лебедем, Раком и Щукой из известной басни. И не без оснований, ведь у Индии и Китая при всех общих интересах до сих пор не определена граница, а Россия в экономическом отношении мало связана с Бразилией или Южной Африкой.
Страны создали общий банк — Новый банк развития, функционально он ориентирован на строительство инфраструктуры и этим во многом дублирует Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Его разрешённый к выпуску капитал составляет 100 млрд долларов — сумма немалая, однако несравнимая с тем, которой располагают западные финансовые институты. Тем более, с долларовым капиталом говорить о противостоянии Федеральной резервной системе США всерьёз не приходится.
На этот факт не раз обращали внимание эксперты. Регулярно высказывались предложения создать единую валюту в рамках ШОС или использовать в её качестве гонконгский доллар. В конце января тема дедолларизации поднялась вновь. На этот раз уже именно по линии БРИКС. Создать общую валюту предложил президент Бразилии Лула да Сива, а министр иностранных дел РФ Сергей Лавров поддержал эту идею, заявив, что мировая валютная система, в которой доминирует доллар США, недружелюбна ко многим странам.
Министр иностранных дел Южной Африки Наледи Пандор также прямо заявила, что доминирующее положение доллара США в международной валютной системе вовсе не благоприятствует бедным странам, и необходимо как можно скорее найти ему альтернативу. Страны БРИКС полны решимости найти подходящую возможность для создания более справедливой системы обмена валюты. В Индии официальные лица пока не комментировали это предложение, но саму идею расчетов без использования доллара в Нью-Дели поддерживают.
Любопытно, что инициативу бразильского президента сочли угрозой, скорее, не доллару, а юаню. Китаевед Николай Вавилов считает наиболее логичной валютой для стран БРИКС китайский юань, поскольку именно КНР является важнейшим торговым партнёром для стран организации.
"Но троянский конь Лула вдруг хочет противостоять этой идее — пока что на концептуальном уровне "валюты БРИКС", хотя стержневым центром расчетов и логичным хабом для всех этих стран является Пекин. К слову, некоторые расчеты между Россией и Бразилией уже производятся в юанях. По версии Лулы, Пекин должен согласиться ради несопоставимых по объёму торговли валют (даже товарооборот Индии в шесть раз меньше китайского) отказаться от своей единой внешней валютной политики и дать дорогу бразильским меньшинствам. Поэтому основной смысл концепции единой Лулы — это тормозить уход от доллара, что вполне совпадает с планами Демпартии США", — отмечает он.
Любопытно, что в самом Пекине при давней риторике об отказе от доллара предложение бразильского президента не спешат комментировать.
На этом фоне Лула да Силва отправляется с визитом в США и Китай. Сейчас из всех стран БРИКС именно у Бразилии отношения с Вашингтоном остаются относительно сносными. Бразильский президент таким образом может стать важнейшим посредником между двумя сверхдержавами. Но латиноамериканское государство раздирают внутренние противоречия. Как сообщает тг-канал "Байки из фавел", посол Бразилии в Вашингтоне Нестор Фостер специально взял отпуск накануне приезда Лулы, чтобы избежать личной церемониальной встречи. Фостер был назначен на свою должность ещё в 2020 году, был крайне лоялен Жаиру Болсонару, поддерживал Дональда Трампа.
К визиту в Китай может быть приурочено назначение представителя Бразилии на пост руководителя Нового банка развития. Как сообщает ТАСС, банк, созданный членами БРИКС, может возглавить экс-президент Бразилии Дилма Роуссефф. Будет ли она продвигать на новом посту дедолларизацию деятельности банка — неизвестно. Но сам вброс данной информации свидетельствует о том, что нынешний бразильский президент намерен использовать БРИКС и хорошие отношения с Китаем (именно там находится штаб-квартира Нового банка развития) как козырь в переговорах с Вашингтоном. Вполне возможно и то, что громкие заявления делаются в расчете на внутреннюю аудиторию — ведь совсем недавно в столице Бразилии прошли массовые беспорядки, а "борьба с американской гегемонией" может укрепить позиции Лулы внутри страны.
Пока же трендом остаются расчёты в нацвалютах, причём Пекин и Москва являются лидерами в этой сфере. Согласно недавно опубликованным данным, в нацвалютах обслуживается уже около половины двусторонней торговли КНР и РФ. Летом прошлого года сообщалось о покупке Индией российского угля за юани и дирхамы. Но при множестве двусторонних расчетов возникает сложность с использованием большого количества валют, а интернационализация юаня вызывает опасения роста зависимости от Китая.
Экономист Александр Одинцов считает вопрос о единой валюте БРИКС скорее политическим. "Китаю выгодно протолкнуть свою валюту, но некоторые крупные участники — Бразилия и Индия, видимо, не хотят повторения истории с долларом. И идея Лулы это показывает. БРИКС — это не Европа, и перейти на новую валюту не так просто. Скорее всего, в ближайшее время валютой БРИКС будет юань, а потом по мере интеграции может появиться что-то ещё", — рассказал он в беседе с Накануне.RU.