Нефтяники приступили к созданию собственных "ЧВК"
Но уверяют, что это просто ЧОПыПравительство РФ разрешило "Газпром нефти" создать частную охранную организацию для защиты объектов, принадлежащих компании и ее дочерним предприятиям. С одной стороны, это вполне согласуется с тем, что уже есть закон об ужесточении требований к охране объектов ТЭК (в том числе и против терактов), с другой — зачем нужно особое разрешение, если еще с 2013 года "Газпрому" и "Транснефти" позволили сформировать собственную ведомственную охрану? В СМИ сразу заподозрили, что "Газпром нефть" создает, на самом деле, собственную частную военную компанию (ЧВК). Чего, собственно, и стоило ожидать после успехов ЧВК "Вагнера" на полях СВО — президент поддерживает структуру, а если есть спрос, то и предложение растет? Подробности — в материале Накануне.RU.
История создания ЧВК в мире не новая — появлялись подобные формирования еще во время Холодной войны в США, Великобритании, Израиле и ЮАР. Частная военная компания в современном понимании была создана в 1967 году в Великобритании. Советскому Союзу, при условии, что территория страны была гораздо больше, чем у России сейчас, всегда хватало сил регулярной армии и для того, чтобы обеспечивать безопасность на собственной территории, и для того, чтобы оказывать миротворческую помощь странам из соцблока.
В современной России отношение к разного рода подобным компаниям долгое время было настороженным, поэтому даже в законодательстве не определено, что это за формирование, хотя законопроект о ЧВК вносился в Думу неоднократно, в том числе во время специальной военной операции. На закон о частных военных компаниях нет общественного запроса, поэтому он сейчас не нужен, заявил сенатор Андрей Клишас в ноябре прошлого года.
Самая известная в России ЧВК "Вагнер" — относительно молодое негосударственное вооруженное формирование, начало деятельности "вагнеровцев", как известно, пришлось на 2013-2014 годы. Но в РФ есть еще с десяток ЧВК, которые участвовали в конфликтах разного масштаба: в Ираке, Югославии, Афганистане и Сирии. Среди наиболее известных — казачье подразделение Cossacks, РСБ-Групп, Славянский корпус, "Редут" и другие уже менее известные. Чем отличителен "Вагнер" — по информации из открытых источников, группа имеет на вооружении тяжелую технику, артиллерию и военную авиацию. А это значит, что "Вагнер" сейчас представляет собой не просто частную военную компанию, а фактически частную армию.
Почему мы так мало знаем о ЧВК в России? Стоит вспомнить, что еще недавно и сам "Вагнер" был под грифом "секретно". А российские власти даже старались не употреблять термин "частная военная компания" до 2021 года, когда глава российского МИД Сергей Лавров, выступая в ООН, заявил, что власти Мали обратились за помощью к некой "частной военной компании из России". Это как раз и происходило потому, что до сих пор юридически никак не определен статус ЧВК в России, а наемничество, вроде как, даже запрещено.
Разговоры о том, что "Газпром нефть" может создать и финансировать подобную структуру, наталкивают на мысль, что у государства есть запрос на новые ЧВК. Пока для того, чтобы усилить охрану стратегических объектов, в частности, трубопроводов.
"Частное охранное предприятие (ЧОП) создается исключительно для охраны гражданских производственных объектов компании в регионах ее деятельности в РФ, — сообщили в пресс-службе компании "Газпром нефть". — ЧОП создается в соответствии с требованием законодательства РФ, по которому только лицензированные охранные предприятия имеют право охранять производственные объекты высокого класса опасности. Создание собственного охранного предприятия является распространенной и общепризнанной практикой среди крупных компаний в России и во всем мире".
Но правоохранительные органы и без того должны этим заниматься. Критически важная инфраструктура в условиях СВО становится вожделенным объектом для террористов, потому требует особой охраны, а тем более, если сбудется самый неблагоприятный сценарий возможного "нового 1991 года", о котором без устали говорят власти и ведущие федеральных каналов, то стратегические объекты придется защищать отдельными армиями?
И все-таки, родоначальники этой системы создания ЧВК имели цель действовать чужими руками за рубежом — ЧВК выполняли теневые миссии, которые не с руки было делать силами армии США. И так повелось, что во всех странах ЧВК работают за рубежом, прежде всего.
Тот же "Вагнер" известен активной деятельностью в Африке. И именно благодаря ей эта ЧВК приобрела мировую известность, медийная популярность, как пишут, обогнала даже "Blackwater". Первые санкции по вагнеровцам ударили именно там — возмущена их деятельностью была Франция, которая в Западной Африке занималась стравливанием различных группировок между собой, местные религиозные войны не заканчивались десятилетиями, происходили кровавые перевороты, спокойной жизни не было ни у кого. Колониальная политика закончилась де-юре давно, а де-факто британцы, шведы и эстонцы помогали Франции поддерживать суету на континенте и продолжать качать ресурсы. ЧВК "Вагнер" "наводила порядок" в Африке с 2018 года, и, может быть, поэтому сейчас, когда весь мир как будто отвернулся от России — в Африке Лаврова принимают, как родного?
И вполне возможно, что в перспективе роль Африки в мировом балансе углеводородов будет возрастать, так что охранять трубопроводы там тоже можно. Если на континенте закончатся нескончаемые гражданские войны и власти обратят внимание на разведку и разработку месторождений "черного золота", то права на нефтедобычу станут интересны многим корпорациям.
Африканист, доктор исторических наук Вячеслав Тетекин в беседе с Накануне.RU не исключает, что у наших крупных нефтяных и газовых компаний возникла потребность защищать свои интересы за пределами страны. С помощью Вооруженных сил РФ это делать проблематично, потому что для использования армии за рубежом требуется специальное решение Совета Федерации, а в случае ЧВК таких требований нет, нужна только договоренность с местными властями.
"Возможно, замысел наших компаний в этом и заключается, чтобы обеспечивать безопасность в странах Африки. Потому что там поняли, что наша ЧВК обеспечивает безопасность лучше, чем французские военные, которые в силу своего колониального прошлого чувствовали себя в Африке хозяевами. Но обнаружилось, что они элементарно не справляются или не хотят справляться. Вполне вероятно, что состояние нестабильности там французам выгодно. Именно в этом их начали подозревать местные власти, соглашаясь приглашать российские военные компании, наши работают более эффективно", — говорит Тетекин.
Африка всегда была предметом особого интереса для нашей страны, особенно в советский период, когда произошла деколонизация стран континента. СССР исключительно энергично работал в этом направлении, по контрактам в Африке трудились десятки тысяч специалистов, строили сотни промышленных предприятий на взаимовыгодной основе. У нас там была огромная популярность, и она сохраняется до сих пор. Можно сколько угодно смеяться над визитами Лаврова на "Черный континент", но не стоит забывать, что при голосованиях в ООН это может обеспечить России порядка 50 голосов от разных стран.
Если же речь о силовом укреплении нефтяников внутри страны, то это послужит для усиления монополий энергетических компаний, что является довольно тревожным явлением.
"Оружие попадает в руки непонятно кому. Одно дело — структурированные вооружённые силы государства, силы государственной безопасности, но когда права появляются у частных структур, становится непонятно — а в чьи руки попадает функция насилия? Если деньгами располагает прежде всего олигархат, то можно себе представить, что ЧВК не обязательно будут работать в национальных интересах, а в интересах определенных слоев российской верхушки", — говорит Вячеслав Тетекин и не исключает, что это может довести до конфронтации таких ЧВК с регулярной армией России.
Военный эксперт, полковник в отставке Виктор Алкснис считает, что формирование собственной армии или особой "охраны" поручено "Газпром нефти", потому что это одна из немногих структур, у которой есть деньги.
"У них большие деньги, ведь для того, чтобы создать ЧВК и содержать ее, нужно очень серьезное финансирование. Видимо, дали команду из Кремля для "Газпром нефти" создавать это формирование, значит, есть план на эту ЧВК, — говорит Алкснис. — Первая волна мобилизации не решила вопрос дефицита живой силы на фронте, поскольку Украина проводит n-ную мобилизацию по счету, а значит, она будет проводить крупные наступательные операции. Значит, мы будем пытаться оборонятся".
Впрочем, политолог Павел Салин советует не спешить с выводами и не путать ЧОПы, созданные для охраны, и ЧВК, которые выполняют более отвлеченные политические задачи и служат, скорее, для экспансии.
"Деятельность ЧВК, действительно, не урегулирована российским законодательством, и власти это выгодно, потому что есть много пространства для маневра. Именно поэтому ЧОПы охраняют и легко переходят эту границу, становятся ЧВК, непонятно, где проходит разграничительная линия. Пока де-факто так: если что-то охраняется, пусть даже в горячей точке, то это ЧОП, а если решаются армейские наступательные задачи, то это ЧВК", — говорит Салин.
Создание частных армий вокруг представителей финансовой аристократии России, которая не всегда лояльна власти, наталкивает на грустные исторические аналогии. Так во время Гражданской войны действовали разные вооруженные силы — от бандформирований до вполне организованных групп, маленьких армий, которые вели между собой войну. Если же смотреть глубже и вспомнить про такую политическую систему, как феодализм, то и здесь найдется много схожего — у каждого князя была своя дружина, которую он и окормлял. Остается надеяться, что новые ЧВК — это всего лишь разросшиеся ЧОПы, созданные для охраны стратегических объектов, но как повернется история, покажет время.