Приднестровье: в шаге от обострения
Пока на Донбассе, в Запорожской и Херсонской областях продолжается позиционная война, киевский режим расшатывает ситуацию на других направлениях. Вновь, как и в мае прошлого года, тучи сгущаются над Приднестровьем.
В прессе стало появляться всё больше данных о подготовке ВСУ мощной группировки на границе с самопровозглашённой республикой. Цели возможной операции называются разные: захват боеприпасов, ещё с советских времён во множестве хранящихся на местных складах, чтобы утолить "снарядный голод" украинских вооружённых формирований; пленение миротворцев для обмена; просто демонстрация военного успеха. Для наблюдателя, непосвящённого в военные тайны, все эти цели выглядят достижимыми.
Приднестровье находится в очень непростой геополитической ситуации. Здесь на небольшой территории проживает 200 тыс. российских граждан. Ещё в 2006 г. подавляющее большинство жителей республики на референдуме высказалось за независимость и последующее присоединение к Российской Федерации. Однако до сих пор Россия не приняла регион в свой состав и даже официально не считает Приднестровье независимым, хотя признаёт суверенитет отколовшихся от Грузии Абхазии и Южной Осетии. Впрочем, у последних есть общая граница с РФ, а Приднестровье остаётся зажатым между Украиной и Молдовой, стремящимися в ЕС и НАТО.
Ещё в сентябре прошлого года МИД РФ заявлял, что действия молдавских властей, представляющие угрозу для миротворцев в Приднестровье, будут расцениваться как нападение на Россию. Сейчас дипломатическое ведомство также обратило внимание на концентрацию сил ВСУ у приднестровских рубежей.
"В связи с зафиксированным значительным скоплением личного состава и военной техники украинских подразделений вблизи украинско-приднестровской границы, развертыванием артиллерии на огневых позициях, а также беспрецедентным наращиванием полетов беспилотной авиации ВСУ над территорией Приднестровья, предостерегаем США, страны-члены НАТО и их украинских подопечных от очередных авантюрных шагов", — говорится в заявлении МИД от 24 февраля.
Дипломаты отметили, что Вооруженные силы РФ адекватно отреагируют на провокацию киевского режима, если таковая все же последует, и обеспечат защиту соотечественников, российского миротворческого контингента, военнослужащих Оперативной группы российских войск и военных складов в н.п. Колбасна.
Заявления МИДа звучат обнадёживающе. Но теперь, после оставления российскими войсками Херсона, ставшего после сентябрьского референдума областным центром РФ, ухода на восточный берег Днепра и подрыва мостов, "адекватный ответ" уже не представляется быстрым броском к приднестровской границе с уничтожением угрожающих подразделений ВСУ.
Вчера президент Приднестровья Вадим Красносельский заявил об отсутствии реальной опасности для непризнанной республики. Однако вскоре после этого пресс-секретарь сил обороны Украины "Юг" Наталия Гуменюк напомнила о концентрации сил киевского режима у границы с Приднестровьем. По ее словам, подразделения ВСУ сосредоточены на данном участке границы в соответствии "с той угрозой, которая гипотетически возможна со стороны России".
Таким образом, ситуация остаётся в подвешенном состоянии. При этом пророссийский Тирасполь уже год держится во враждебном окружении. В это время политические страсти накаляются в Молдавии, где люди выходят с протестами против прозападного политика Санду, которой уже пришлось отправить в отставку свое правительство.
Доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Отдела современной истории стран Центральной и Юго-Восточной Европы Института славяноведения РАН Вячеслав Степанов в беседе с Накануне.RU отметил, что теракты в ПМР в мае 2022 года наложили озабоченность не только на руководство непризнанной республики, но и на обычных граждан. Однако то, что тогда было неожиданностью, сейчас становится повседневностью. Люди по-новому учатся готовиться к открытому конфликту.
Власти предприняли дополнительные шаги для обеспечения безопасности. Психологически это не могло не сказаться на людях. Например, кто имел возможность, уехал из потенциально горячей точки. Остальные продолжают жить повседневной жизнью, но людей в Приднестровье стало меньше, отмечает Степанов.
Вместе с тем, эксперт обратил внимание на то, что кратковременный вооруженный конфликт 1992 года отстоит от нынешней ситуации на целое поколение. Молдова — не Кавказ, здесь нет кровной мести, тут свободно курсируют маршрутки между Кишиневом и Тирасполем, с заездом в Бендеры.
Любопытно, что при угрожающей риторике Украина не перекрывает границу. Ведь теоретически ВСУ необязательно вести здесь боевые действия — блокада оказалась бы весьма действенным средством давления на Приднестровье.
"Приднестровье обеспечивается товарами. Многие из них как поступали, так и продолжают поступать из Одесской области. Несмотря на СВО, в Одессе цены в несколько раз ниже, чем в Кишиневе. Туда ежедневно ездят за товарами как частные лица, так и серьезные организации. Тут уместно выражение: "кому война, а кому мать родна!" Мы все дети прошлого, но живём в настоящем. Потому при анализе современной ситуации всегда необходимо учитывать капиталистические интересы тех, кто ведёт игру, в том числе и в Приднестровье. А под этим "буржуазным" углом зрения проблемы сегодня зачастую не рассматривают", — подчеркнул Вячеслав Степанов.
Не идут на обострение ситуации и в Молдове — там сильна зависимость от российского газа. Да и на ценностном уровне Приднестровская Молдавская республика остаётся противовесом для прорумынского курса кишинёвских властей. Поэтому резкие движения против Тирасполя даже в случае внешнего успеха угрожают Молдове политической дестабилизацией и экономическим крахом.