Китай меняет законодательство в ожидании большой войны?
4 марта в Пекине начнётся сессия Всекитайского комитета Народно-политического консультативного совета Китая (НПКСК), а 5-го соберётся Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) — аналог парламента или, точнее сказать, Верховного Совета. Китайский "Верховный Совет" рассмотрит вопрос об утверждении председателя КНР и другие решения прошедшего осенью ХХ съезда Компартии Китая. Правительство традиционно отчитается перед законодателями о работе за прошлый год, а законопроекты обсудят с участием делегатов от регионов, трудовых коллективов и армейских подразделений. Между тем, в китайских соцсетях увидели среди готовящихся поправок свидетельства подготовки к скорой войне. Подробности — в материале Накануне.RU.
25 февраля на 39-м заседании Постоянного комитета 13-го Всекитайского собрания народных представителей было принято важное решение скорректировать применение некоторых положений Уголовно-процессуального закона КНР к Вооруженным силам в военное время. Что именно это будут за корректировки, пока неизвестно, но утверждается, что они призваны гарантировать "выполнение Народно-освободительной армией Китая своей миссии в новую эпоху и улучшить её способность побеждать". Вероятно, речь идёт о том, чтобы сделать военное право более авторитетным и оперативным на случай применения в бóльших, чем сейчас, масштабах.
Работа в этом направлении велась и ранее — в конце декабря 2021 года Национальный университет обороны КНР провёл учебный "военный трибунал военного времени". Прокурор зачитал обвинительное заключение, а командующий силами заявил о согласии понести заслуженное наказание. Таким образом, уголовное производство военного времени было "успешно завершено".
Но сейчас, когда Вашингтон демонстративно пересекает "красные линии" по тайваньскому вопросу, любые инициативы по законодательству военного времени выглядят тревожно. Более того, в КНР опасаются столкновения не только с тайваньскими сепаратистами и американским контингентом, но и с восточноазиатскими союзниками США.
Даже позиция относительно нейтрального Сеула стала вызывать беспокойство в Пекине. Министр иностранных дел Республики Корея Пак Чжин в конце февраля (то есть, примерно в момент принятия поправок в китайский УПК) заявил, что его страна выступает против одностороннего изменения статус-кво силой. "Если что-то произойдет в Тайваньском проливе, Сеулу будет необходимо поддерживать мир и стабильность на Корейском полуострове, поскольку это оказывает прямое влияние на южнокорейскую сторону", — отметил дипломат.
Заявление Пак Чжина о "нестабильности" Тайваньского пролива, на самом деле, относится к возможности военного сценария объединения Тайваня с материковым Китаем. В "Законе КНР о борьбе с сепаратизмом" четко прописаны условия для военного разрешения вопросов на острове. К ним относятся попытки сепаратистских сил "отделиться от Китая под любым именем или любым способом; крупный инцидент, который приведет к отделению Тайваня от Китая; или полная утрата возможностей для мирного воссоединения".
Позиция министра иностранных дел Республики Корея фактически означает готовность Сеула присоединиться к лагерю США. Но как только южнокорейцы окажут помощь тайваньским сепаратистам — например, разрешат ВВС США действовать в их интересах со своих баз, Пекин воспримет это как враждебный шаг. "Если Южная Корея осмелится поддержать Соединенные Штаты во вмешательстве в тайваньский вопрос, то Китай осмелится согласиться на объединение Корейского полуострова под властью КНДР!" — отмечает китайский аналитик Чжань Хао.
Эксперт РИСИ Роман Лобов считает высказывание министра иностранных дел РК Пак Чжина свидетельством того, что в Сеуле, всё же, считают усиление американо-китайской конфронтации нежелательным сценарием.
"Несмотря на результаты социологических опросов, в которых фиксировался рост антикитайских настроений, южнокорейское общество, похоже, не готово (и не хотело бы) к вступлению в конфронтацию с Китаем всерьез. По меньшей мере, с осторожностью в Сеуле рассматривают и опции присоединения к американской стратегии давления на Пекин, предпочитая отвлекать внимание американцев на ядерную проблему Корейского полуострова и связанные с этим вопросы обеспечения национальной безопасности РК", — рассказал он в беседе с Накануне.RU.
Более того, в случае конфликта в Тайваньском проливе, американцы могут и не пользоваться аэродромами на юге Корейского полуострова — у них есть авиабазы на острове Гуам и японской Окинаве.
Но в китайских соцсетях распространяется мнение о том, что материковый КНР готовит юридическую базу не просто к спецоперации, а к большой войне. Народно-освободительная армия много лет не вела войн, а гипотетическое столкновение с Соединёнными Штатами и их союзниками должно стать очень жестоким. Нынешние изменения в законодательство, по мнению китайских авторов, означают, что война уже постучалась в дверь, и даже в какой-то степени, возможно, стала "неизбежной".
Впрочем, главный научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН Владимир Петровский отметил в беседе с Накануне.RU, что законы на случай военного положения — достаточно стандартная практика. Если будет какая-то особенная ситуация, связанная с ведением военных действий, то Центральному военному совету потребуется больше полномочий, чтобы в ручном режиме регулировать какие-то вопросы, в том числе, уголовно-правовые. Но сам формат обнародования поправок без подробностей может быть своеобразным предупреждением для недругов Пекина.
"Если такое решение было опубликовано, значит, китайская сторона захотела, чтобы его прочли за рубежом… Это всё могло быть оформлено закрытым постановлением. А так: "Пожалуйста, мы приняли, мы объявили, теперь думайте, что это значит"", — отметил он.