ЖКХ в России становится "частно-коммунальным" и стремительно дорожает
Уже пять недель подряд одним из наиболее заметных для населения ценовых скачков остается рост стоимости жилищно-коммунальных услуг. В чем вообще была необходимость двойного повышения тарифов в и без того сложный для граждан год? А тут всё строго по закону — обязаны индексировать в соответствии с уровнем инфляции +1%. Насколько правильно проиндексировали — ответа нет.
Людям объясняют, что из-за износа требуется крупномасштабная программа обновления сетей ЖКХ, но ЖКХ дорожает постоянно, а ситуация лучше не становится. Более того, люди платят по отдельным квитанциям и за мусорную реформу, и за капремонт, рискуя при своей жизни не увидеть ни мусороперерабатывающих заводов, ни капремонта в своем доме. В марте 2023 придут квитанции с новыми правилами расчёта общедомовых коммунальных платежей, и многих ждёт новое резкое увеличение тарифов.
Похоже, что УК снова поправят свои финансовые дела за счет граждан? И никто не повысит зарплаты при этом. Не становится ли ЖКХ новой "финансовой пирамидой", причём обязательной для участия? Своим мнением о ситуации в интервью Накануне.RU поделился первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Николай Арефьев.
— Насколько правильно проиндексировали тарифы ЖКХ?
Если бы они так и пенсии бы проиндексировали, было бы правильно, но они сделали наоборот. Они в июне, когда инфляция была 17%, взяли и на 10% проиндексировали пенсии, а надо было на 18%. А потом с нового года на 4,8% повысили пенсии, в результате обжулили людей почти на 8%.
— Услуги ЖКХ постоянно дорожают, в чём причина?
— Что касается предстоящих повышений сумм в квитанциях. Я только сейчас разговаривал с министром, он сказал, что инфляция ползти не будет, всё они сделают для того, чтобы инфляции не было. Пока что по январю-февралю инфляция небольшая, на 0,2%, но вопрос очень серьёзно стоит в другом. Они передают в концессию объекты ЖКХ. Причём, отдают Фридману, налоговому резиденту Великобритании, Вексельбергу и другим. Вексельберг берёт тепловые сети, Фридман — водоканалы.
Олигархи, когда получают в концессию предприятия, берут их не для того, чтобы благотворительность была, не для того, чтобы из своего кармана оплачивать убытки этих предприятий. Когда приходит олигарх и забирает коммунальное хозяйство, он приходит с явным намерением получить прибыль. А за счёт чего — за счёт тарифов.
Сейчас около 1/3 регионов под себя подтянул Фридман, и водоканалы уже в концессию отданы. Концессия — это вид аренды, при котором осуществляется государственно-частное партнёрство, то есть концессионер, который берёт объект, им управляет, а расходы они делят между собственником, часто это муниципалитет, и концессионером. Там много всяких вопросов, в том числе и возможное воровство средств, но самое главное, что концессионер-олигарх приходит чтобы заработать, а не для того, чтобы нести убытки.
У нас коммунальное хозяйство изношено на 80%, много где не работают очистные сооружения и канализация, или работают, но ничего уже не очищают, потому что мощности сильно изношены. Для того, чтобы их отремонтировать, нужны миллиарды, а денег нет. Где эти миллиарды можно взять — конечно, решают брать с народа.
— В марте мы все получим счета, сформированные по новым правилам учёта общедомовых коммунальных платежей. И многие ожидают резкого повышения этой составляющей в общей сумме. С чем это связано?
— Научно обоснованные нормы тарифов ЖКХ — не более 7% от совокупного дохода семьи. Тогда все собственники жилья оплачивают счета за коммунальные услуги на 100%. Если тарифы выше 7% совокупного дохода семьи, то начинается кризис неплатежей. А у нас среднее значение стоимости платежей за ЖКХ не 7%, а 22%! В результате 1,5 трлн руб. составляют совокупные неплатежи. Эти деньги негде взять коммунальному хозяйству, поскольку кто-то не платит.
Что теперь делают власти: для того, чтобы платили все, они вводят эти счётчики на дом. И независимо от того, кто платит за воду или тепло, кто не платит, УК смотрит на этот счётчик, и вы в доме обязаны заплатить по этому домовому счётчику. И несмотря на то, что вы по своему индивидуальному счётчику оплатили, вам предъявляется счёт большего размера, чем у вас счётчик показал, потому что ваш сосед не заплатил. За него платить будете вы.
То есть эта сумма неуплаты разносится по всем остальным людям. И разносится как общедомовые нужды. И люди удивляются, что на "мытьё полов" в месяц уходит 7 кубометров воды. А потому что это всё списывается за тех, кто не платит. Если ты не хочешь платить за неплательщика, подавай в суд, года два судись, трать деньги на процесс, если ещё выиграешь. Но, к сожалению, законодательство вот такое.
— Но почему, если хозяйство всё в упадке, и требуется его полная фактическая замена, олигархи рвутся им "рулить", в чём они видят выгоду?
— Есть положение в законе о концессии, в котором записано та: концессионерам при приватизации имущество предоставляется вне очереди. То есть если ты взял объект коммунального хозяйства и объявляется приватизация, то тебе вне очереди отдаётся в собственность. Вот к этому сейчас всё идёт. Пока ЖКХ нельзя передавать в собственность, но в законе о приватизации уже такая оговорка есть, что объекты коммунального хозяйства могут в определённых обстоятельствах передаваться в собственность.
Поэтому, независимо от того, будет инфляция или нет, нам будут повышать тарифы. Потому что бизнесу нужна "инвестиционная составляющая" для того, чтобы заменять водопроводные, тепловые сети, ремонтировать котельные и теплоцентрали. Государство платить не хочет, всё сваливает на народ. А народ нищий. Года три назад, чтобы починить наши тепловые сети и водопроводы, нужно было 67 трлн руб., такие были оценки. Правительство, естественно, такие деньги даже искать не будет, все их переложит на плечи народа. А для этого будут придумывать новые законы, как изъять деньги.
Мы же с вами не платили за капитальный ремонт, теперь платим. Мы не знали, что такое общедомовые нужды, теперь знаем. Мы много чего не знаем, а теперь и УК плати, и домовому комитету плати. Даже за радиоточку, которой не пользуюсь. А чтобы её отключить, я вынужден месяц потратить хождения по мукам, писать заявления и сидеть в очередях.
В общем, пока ЖКХ передаётся в концессию, и для того, чтобы оно было выгодно нашим олигархам, поднимают тарифы и вводят новые платежи. Если же олигархи войдут в собственность ЖКХ, то уже никакие законы не понадобятся, они сами каждый день будут повышать тарифы и платежи до тех пор, пока народ не взорвётся. Тогда это их собственность будет, и если нет платежей, они перекроют задвижку, отключат тепло.
— Получается, ЖКХ становится некой обязательной для участия "финансовой пирамидой", если многих обещанных услуг люди рискуют так и не увидеть — кардинального обновления жилищной инфраструктуры, новых мусороперерабатывающих заводов и т.д.?
— Коммунальное хозяйство называется коммунальным потому, что оно общественное. Мы коммунальные хозяйства строили вскладчину когда-то. Построили котельную на свои деньги, и она работает для того, чтобы давать нам тепло. Сейчас всё это переиначивается. Говорят — нет, не вскладчину, теперь это будет принадлежать олигархам, и они сколько захотят, столько с вас и сдерут среди зимы и за тепло, и за воду, и за всё остальное – это его право.
То есть хозяйство становится уже не коммунальным, а частным, а это нарушение закона о местном самоуправлении.
Мы, кстати, из международной ассоциации о местном управлении совсем недавно вышли, значит, тогда и международные законы на нас распространяться уже не будут.