Роман Алехин: После случившегося в Нижневартовске надо менять систему управления
Социотехнолог Роман Алехин, оценивая поведение бывшего нижневартовского чиновника Владимира Широкова, который взял в заложники сына и устроил стрельбу с балкона, назвал случившееся очень ярким маркером того, что происходит в обществе, перегруженном различной информацией. Широков состоял в "Единой России", участвовал в выборах, а теперь рассказал, что кто-то якобы "ворует данные в нашем региональном отделении [вероятно, "ЕР"] в пользу украинской ЦИПСО", и у него есть архив за пять лет работы в мэрии, который попал бы в сеть в случае его гибели. Своим экспертным мнением о ситуации Роман Алехин поделился с Накануне.RU:
— Во-первых, весна, и обострения любых заболеваний, в том числе психиатрии, никто не отменял. Весной на фоне недостатка витаминов, изменений погоды психозы проявляются более остро. Сейчас люди перегружены информацией. В том числе и тем, что касается ЦИПСО. У людей развиваются элементы мании преследования. Ситуация с коронавирусом это обострила. Люди все больше становятся приверженцами теории большого заговора. Почему Широков упомянул ЦИПСО? В том числе потому, что сами власти говорят, что этот центр настолько мощный, что своими информационно-психологическими операциями он может влиять на разные группы людей незаметно. Нагнетают сами, а потом получают.
У нас чуть что не так, сразу — ЦИПСО. Власти сами порой действуют, как слон в посудной лавке. Мы видим это на примере Fan-ID. Основная претензия была в том, что собирают данные для кого-то. Общественность подогревали, что информацию собирают для определенных служб. Люди начинают вскипать. На фоне снижения образованности людей они информацию воспринимают не критически, не ищут понимания, сведения наслаиваются, в голове начинается мощнейший когнитивный диссонанс, который на фоне весенних обострений может взрываться во все это.
Еще один важный момент: Широков захотел поговорить с Бастрыкиным. Это важный момент, показывающий уровень недоверия людей региональным властям. Любым. От мэра и губернатора до силовых структур. Это, опять же, на фоне развития патернализма. 20-30 лет назад, в советское время, человек мог пойти к своему участковому, чиновнику и полностью ему доверял, а сегодня мы видим, что федеральная власть настолько выстроила отношение патернализма у людей, что верят только ей — Бастыркину, Путину, генпрокурору Краснову, спикеру Госдумы Володину и так далее, то есть федеральным чиновникам.
Надо искать то, что стало "спусковым крючком". Накапливается агрессия, а потом что-то действует именно так. Это может быть какая-то "левая" ситуация. Но не бывает так, что общество будет одно, а власть — другой. Любой контроль — последняя стадия управления. Если идти "по классике" менеджмента, то друг за другом идут планирование, организация, мотивация, контроль. Для того, чтобы контролем что-то исправить, надо все предыдущие пункты выполнить — правильно мотивировать, психологически работать с коллективом, установить нормальный рабочий график. После случившегося в Нижневартовске, возможно, введут такой контроль, но толку не будет. В России очень низкое качество управления.
Что касается возможной отставки главы Нижневартовска после случившегося, то у нас любят говорить, что "рыба гниет с головы". Но гниение начинается с того места, где оно зародилось. Понятно, что чем таких случаев больше, тем более они показывают систему. Глава города должен не уходить в отставку, а запускать реформы. Для него случившееся должно быть громким звонком для того, чтобы начать что-то менять в системе управления. Надо начать смотреть, где пробелы, и начать исправлять ситуацию. Важно, чтобы к этому подключилось общество. Оно безмолвствует, а вопросы начинает задавать только тогда, когда происходит что-то из ряда вон выходящее, то есть когда уже поздно.
***
Правоохранителям удалось задержать Широкова, а его ребенка освободить, он не пострадал.
- Главная повестка дня всегда под рукой – в нашем Telegram-канале