Политический кризис в Грузии грозит обострить отношения с Россией
В Тбилиси развивается настоящий политический кризис. Беспорядки у здания парламента там не редкость — можно вспомнить антироссийские протесты лета 2019 года, случившиеся после того, как депутат Госдумы РФ Сергей Гаврилов занял кресло спикера на заседании Межпарламентской ассамблеи православия. Годом ранее десятитысячная толпа собиралась там же, чтобы выразить недовольство рейдами полиции в ночных клубах. Те события остались в истории под названием "Технопротест" или "Рейв у парламента".
Но на сей раз ситуация, похоже, куда серьёзнее. Демонстрация против законопроекта об иноагентах добилась своей цели, но протестующие не расходятся. Звучат требования внеочередных парламентских выборов, в толпе мелькают антироссийские лозунги, а среди задержанных оказываются боевики, недавно вернувшиеся с территории Украины.
Между ветвями власти в стране произошёл очевидный раскол — митингующих у здания парламента поддержала президент Грузии Саломе Зурабишвили. Сама она находится с визитом в Соединённых Штатах и, что любопытно, негодование масс вызвал законопроект, за основу которого взят американский, хотя на улицах видят в этом подражание Кремлю.
"Там было два законопроекта — один называли "американским", а другой — "грузинским", которому оппозиция сразу же приклеила ярлык "российского", — рассказал Накануне.RU политолог Александр Чачия. — Почему в таком случае не был принят американский проект? Ведь выходить на улицу всем организациям, которые находятся под американским и европейским контролем, против американского проекта было бы сложнее. Российский закон тоже списан с американского, который был принят в 1938-м и действует поныне. Он подразумевает, что заявлять о своём финансировании со стороны иностранцев, других государств или их структур обязаны не только юридические, но и физические лица. Но в законопроекте, который в Грузии пытались принять, указываются только юридические лица — то есть общественные организации и СМИ, финансирование которых более чем на 20% идёт из-за границы. То есть он более мягкий по сравнению с американским".
Целесообразность принятия этого законопроекта именно сейчас остаётся загадкой. Но, как отмечает эксперт, статус иноагента грозит прежде всего западным НКО, во многом потому, что подобных российских структур в Грузии попросту нет. Масса людей помнит советский период, когда был высоким социальный уровень, с этой ностальгией связан и образ России, хотя современная Россия вряд ли ему соответствует. А сама Российская Федерация ни политической, ни общественной работы через какие-то структуры в ближнем зарубежье уже давно не проводит.
В это время из десятков западных неправительственных организаций рекрутируются члены вновь создаваемых политических партий. Их подпитывают, они меняют власть, по мере их самодискредитации готовят и приводят во власть новую силу. Но ни по взглядам, ни по настрою, ни по мировоззрению эта эшелонированная оппозиция ничем друг от друга не отличается. Перевороты осуществляются лишь по принципу недовольства руководством, действующим в текущий момент.
"Кем могут заменить нынешнюю власть — неясно. Американцы пока не подготовили сплочённую оппозиционную силу. Будет хаос, но американцы любят такие ситуации, они тут, как рыба в воде. Думаю, американцы подталкивают грузинское руководство к более активному участию в украинских событиях и обостряют отношения с Россией. Безусловно, руководство сопротивлялось, поскольку это чревато и экономическими, и политическими, да и военными, в случае чего, последствиями. Они очень зависят и от американских, и от европейских структур. По своему мировоззрению тоже склонны их поддержать, но прагматизм их сдерживал. А что будет дальше — сложно сказать", — констатирует Александр Чачия.
Пока кураторы протестов, вероятно, делают ставку именно на дестабилизацию, а не на отзыв конкретного законопроекта. Ведь в противном случае они могли бы просто договориться с Иванишвили. На него есть рычаги влияния, ведь он держит свои деньги в западных банках и не в национальной валюте. Ситуация остаётся в подвешенном состоянии, но уже после первых столкновений на проспекте Руставели в российских государственных СМИ стали сообщать о том, что из Грузии якобы начали возвращаться многочисленные "релоканты". Теоретически, россияне в Грузии могут опасаться выдачи в Россию в случае принятия закона, впрочем, подлинность сообщений о массовом возвращении именно из-за нового документа пока вызывает сомнения.