"Россия не использовала сверхблагоприятную конъюнктуру по ценам на нефть и газ"
Бизнес в добровольно-принудительном порядке попросили поделиться прибылью с государством. Сумма в 300 млрд рублей звучит внушительно, но если учесть общий дефицит бюджета более 1,5 трлн руб. и украденные Западом 300 млрд не рублей, а долларов, то такой единоразовый взнос выглядит даже как-то нелепо, тем более если разделить сумму на всех олигархов.
Тем не менее мера вынужденная, но чтобы общество не волновалось, по телевизору рассказывают, что Запад просто не может найти российские замороженные резервы, они так хорошо были спрятаны, что никакие санкции, по крайней мере $150-200 миллиардам, не страшны. Однако выяснилось, что политика накопительства и вывода накопленного продолжилась и в 2022 году, по оценкам Bloomberg Economics, за минувший год российские компании получили более 220 млрд долларов непредвиденных доходов от товарного экспорта, и до трети этих денег не поступило в Россию, а остается за рубежом, "теневые резервы" вкладываются в зарубежную недвижимость и иностранные компании.
Депутат Госдумы, эксперт Московского экономического форума Оксана Дмитриева отмечает, что в нашей экономической политике никаких изменений не предвидится, и это одна из главных ошибок. Об этом она рассказала в беседе с Накануне.RU.
— Судя по всему, у США пока не получается направить замороженные резервы на помощь Украины. По некоторым данным, большую часть из них просто не получается найти. Как это стало возможно?
— Я сомневаюсь, что денежные власти США и Европы не могут найти эти средства. Все средства иностранных государств в их валюте хранятся на счетах в их банках, и они ими прекрасно пользуются. Ведь если Российская Федерация на доходы от нефти и газа не приобрела товары и технологии для использования внутри страны, а вложила их в иностранные ценные бумаги или иностранную валюту, то есть в обязательства иностранных государств, то тем самым уже создана возможность для финансирования в этих странах любых расходов и любого кредитования, в частности Украины. То, что на Западе не знают, как их направить на помощь Киеву, это лукавство.
— Тем не менее, насколько оправданной была политика накоплений, ведь эксперты МЭФ, и вы в том числе, неоднократно предостерегали власти из-за возможных рисков?
— Эта политика не имеет никаких оправданий. Фактически накопление средств в ФНБ — это организованный вывоз капитала и искусственное торможение экономического роста. Такая экономическая политика настолько противоречит здравому смыслу, что многие люди думали, что такого чудовищного абсурда не может быть, и за этим что-то стоит.
А за этим ничего не стоит, кроме сознательно навязанных нам финансовых правил для откачки доходов от нефти и газа и международного присвоения нашей природной ренты.
— Нам говорили, что одни резервы направлены на стабилизацию, другие на развитие. Но по факту копили на "черный день", и вот он настал? Мы накопленными средствами в срочном порядке затыкаем дыры там, где должно быть развитие, причем, не оглядываясь особо на суммы?
— Большое заблуждение думать, что деньги государство может скопить на "черный день". Также является заблуждением сознательно внедряемое денежными властями положение о том, что мы сейчас тратим накопленные средства. И в 2008, и в 2009 году, и сейчас, когда мы говорим, что тратим средства ФНБ на покрытие дефицита бюджета, это означает только одно — эмиссия, то есть печатный станок. При этом под этим прикрытием Центральный банк и Правительство могли осуществлять, а могли и не осуществлять кругооборот средств с конвертацией из рублей в валюту и обратно, создавая рынок для валютных спекулянтов на ММВБ.
— А вот откровение губернатора Курганской области Шумкова, даже он ничего не упоминает про "черный день" или стабилизацию, дело, оказывается, в другом: "Раньше Россия не была полностью суверенна в части экономики и финансов — десятилетиями отгружались за рубеж природные ресурсы в колоссальных объемах, там оставались и огромные средства, выручаемые от их продажи. Это не давало построить здесь десятки тысяч новых заводов, ферм, инфраструктурных объектов". А что-то изменилось спустя год СВО, мы стали более суверенны?
— В оценке прошлой ситуации следует согласиться с губернатором. Что касается суверенитета, то если в военно-политической области Россия сделала ряд шагов в направлении решительного отказа от сковывающих нашу страну навязанных правил и догм, то в экономике и финансах курс остается прежним. Только теперь главным инструментом выкачивания ресурсов из страны стало активное положительное сальдо торгового баланса, которое превысило $220 млрд. Это означает, что на эту сумму страна недополучила товаров и технологий в обмен на наши нефть, газ и зерно.
С этой точки зрения сверхблагоприятная конъюнктура по ценам на углеводороды и сырье не была использована, а если сказать грубее, была вывезена и подарена.
— В прошлом году возобновилось бюджетное правило, только теперь мы продаем наши ресурсы за валюты дружественных стран и накапливаем юани, рупии. И это опять не дает возможности использовать эти средства на развитие, как быть?
— Возобновление бюджетного правила — это продолжение абсурда. Надо понять, что для страны деньги теряются не тогда, когда их замораживают и крадут, а когда их направляют в обязательства иностранных государств и они не вкладываются в собственную страну. Нам надо не рупии с юанями складывать, а добиваться эквивалентного обмена с этими странами. Иными словами: мы вам продадим столько, сколько вы нам можете предложить на обмен товаров, причем тех, которые нам нужны.
— Могли бы вы назвать перечень мер, какие конкретно нужно принять в бюджетной, налоговой политике, чтобы уйти от этой ситуации бесполезного и даже вредного накопительства, и что это даст в экономике, социальной сфере?
— Во-первых, отказ от "бюджетного правила" и направление всех доходов от углеводородного экспорта в бюджет страны.
Во-вторых, отказ от политики положительного сальдо торгового баланса. Надо перейти к политике сбалансированного внешнеторгового баланса, предотвратить утечку капитала через неэквивалентный международный обмен.
В-третьих, отказ от налогового маневра, который предполагает перенос основной налоговой нагрузки с экспортных пошлин на налог на добычу полезных ископаемых. Наоборот, в целях удержания цен на нефть и энергоносители в стране ниже мировых природную ренту следует извлекать через экспортные пошлины.
В-четвертых, стимулирование инвестиционной деятельности через налоговое стимулирование и дешевый кредит. Государственное финансирование инвестиционной деятельности преимущественно осуществлять посредством прямых бюджетных инвестиций под конкретную программу и проектно-сметную документацию, а не через вложения в акции и иные финансовые инструменты и институты.
В-пятых, реформировать систему государственного заказа и заказов крупных госкорпораций. Перейти от тендеров и конкурсов к долгосрочным контрактам, в том числе офсетным, по всей технологической цепочке для стимулирования инвестиций и восстановления логистических цепочек.
Наконец, в-шестых, необходимо восстановление системы отраслевого управления и регулирования в промышленности, создание отраслевых исследовательских и конструкторских центров.
— Должны ли мы списывать провалы в развитии, провалы в резервах на проведение СВО, санкции?
— Санкции и СВО в зависимости от экономического управления могут быть как факторами экономического роста, так и причинами кризиса и спада. Это как в медицине: в одних руках вещество будет ядом, а в других лекарством.
***
Московский экономический форум пройдет 4-5 апреля. Зарегистрироваться для участия можно по ссылке.