Юрий Тавровский: Разговор двух главнокомандующих будет серьезный
В рамках визита лидера КНР в Москву 20-22 марта президент РФ Владимир Путин отметил, что в КНР создана весьма эффективная система экономики и укрепления государства, добавив, что "мы даже немножко вам завидуем". Эта встреча станет важной и показательной как в контексте проводимой спецоперации на Украине, так и в контексте российско-китайского партнерства в целом. Примечательно, что это первый зарубежный визит председателя КНР после утверждения на третий срок, но скажется ли это партнерство на качественном улучшении социально-экономической политики в России? Ведь у Китая можно многому научиться. О китайском опыте строительства государства в целом и социально-экономической системы в частности своим экспертным мнением с Накануне.RU поделился китаист, востоковед Юрий Тавровский:
— Сейчас во всем мире говорят о рывке Китая вперед, для многих неожиданном. И этот рывок вызывает разные эмоции: в одних странах, на Западе, он вызывает дикую ненависть и ярость, ведь как это так, какие-то "желтые", еще вчера полуграмотные кули, вдруг догоняют Америку по ВВП, обгоняют во многих областях науки? В других странах, наоборот, задумываются, как это китайцы добились таких успехов? Может быть, мы тоже сможем? Я после 50 лет изучения Китая, после того, как увидел его в самых разных состояниях — от жалкого до нынешнего завидного состояния, — тоже об этом думаю.
Сами китайцы используют наработки предыдущих десятилетий развития Советского Союза, которые мы сами отвергли. Что у нас сегодня есть из того, что есть у китайцев? У нас есть рыночная экономика, есть государственная экономика, но у нас нет партии, которая всем этим руководит. Роль китайской компартии не все понимают — на самом деле в современных условиях китайская Коммунистическая партия — это такая большая сетевая организация, как некая компьютерная сеть. Компартию СССР мы спешно разрушили, а с ней и погубили страну. Поэтому можно вести речь о том, что только отдельные элементы китайского опыта можно изучать с целью применения.
Во-первых, нам необходимо иметь долгосрочное планирование — такое, которое ввел Си Цзиньпин как новый руководитель компартии. Он поставил задачу к 2049 году сделать Китай ведущей державой мира, мощной, просвещенной, демократической и социалистической. Более того он разбил этот срок на этапы: первый этап закончился в прошлом году тем, что китайцы выполнили все поставленные цели. Последние 100 млн нищих были вытащены из нищеты, доходы остального населения увеличились в 2 раза за 10 лет, и в 2 раза вырос ВВП. На 20 съезде, который состоялся в октябре, поставлены задачи на следующий этап — до 2035 года, снова будет удвоение ВВП, удвоение доходов населения, будут происходить то, что они называют социалистической модернизацией. То есть акцент на науку, инновации, высокие технологии и так далее.
У нас в стране нет никаких долгосрочных целей, к которым мы стремимся — мы живем день за днем, месяц за месяцем.
Затем мне очень нравится, что в Китае с самого начала управления Си Цзиньпина проводится политика "новая нормальность", при которой акцент делается в экономической жизни на собственный народ, на удовлетворение его потребностей, а не на выход на внешние рынки и снабжение дешевыми товарами супермаркетов в Америке, Японии, Англии и так далее.
Кроме того, следует обратить внимание на то, как работает китайская система борьбы с коррупцией. Если при Дэн Сяопине и других руководителях время от времени проштрафившихся чиновников выводили на стадион и стреляли в затылок, что никак не сказывалось на уровне коррупции, то Си Цзиньпин ввел очень жесткую систему и создал специальную службу по проверке партийной дисциплины. Вот за эти 10 лет 1,4 млн партийных чиновников были привлечены к той или иной степени ответственности. И сейчас чиновники, конечно, продолжают воровать и брать взятки, но страх есть, и коррупция уже не в тех пределах, в каких была ранее. Есть и другие аспекты, на которые стоит обратить внимание.
Китай как раз живет с 2017 года под лозунгом "вернуться к первоначальным идеям", то есть к идеям этого чистого коммунизма, который был даже до победы коммунистов в 1949 году. Да, сейчас в Китае идет возврат к тем временам – Китай возрождает принципы социальной справедливости, заботы о бедных. Например, в Китае появилась система социального страхования, медицинская система. В Китае не было пенсий для всех, были только для чиновников – а сейчас небольшие, но есть для всех. 10 лет назад было 100 млн человек, которые жили ниже уровня бедности, сейчас нет этих людей – они все получили работу, дома для нуждающихся, дотации. 100 млн человек за 10 лет. А сколько у нас человек, которые живут ниже уровня бедности? Более 11 млн из 147 млн населения.
Конечно, нам надо рассчитывать на помощь и сотрудничество с Китаем, потому что мы все этим пользуемся активнейшим образом. Представьте наш рынок, если бы не было на нем китайских товаров – от автомобилей до гаджетов. А зачем это Китаю? Дело в том, что это отвечает интересам КНР. Китайцы никогда не будут заниматься благотворительностью, они исходят из своих интересов – их национальные интересы в том, чтобы не оказаться с Америкой один на один в противостоянии. Сейчас в мире идет новая холодная война на двух фронтах – на западном и восточном. Китайцы ощущают холодное дыхание войны все отчетливее и понимают, что если не будет нашего западного фронта, то им на нынешнем уровне не справиться с американцами. Поэтому российско-китайское стратегическое партнерство исключительно важно для Китая, как и для нас в равной степени.
И сейчас, когда Си Цзиньпин приедет в Москву, это будет разговор двух президентов и двух главнокомандующих, и разговор будет серьезный, потому что их последняя встреча тет-а-тет состоялась 4 февраля прошлого года, незадолго до начала специальной военной операции. За это время международная обстановка ухудшилась и для России, и для Китая примерно в равной степени. Поэтому сейчас можно ждать каких-то серьезных решений, в которых опять же будут учтены в равной степени интересы как Китая, так