Газ за рубли: на россиян хотят переложить потери "Газпрома" в Европе
Потери "Газпрома" от закрытия европейского рынка превысят 40 млрд долларов в год. Как считает председатель комитета Павел Завальный, актуальным было бы изменение ценообразования на газ для всех потребителей, кроме населения и жилищно-коммунального хозяйства. То есть это ляжет на плечи промышленности и бизнеса.
Нам рассказывают как о большом достижении, что Россия стала лидером по поставкам газа в Китай, обогнав Катар и Туркмению. В январе в КНР ушло 2,7 млрд кубометров, значит, за год получится всего-ничего: 33 млрд кубометров. Чтобы расширить поставки, нужно вводить "Силу Сибири-2", она может добавить еще 50 млрд "кубов" в год, итого будет 83 млрд, это не дотягивает до прежних европейских объемов.
В общем, математика получается нехитрая, и несмотря на все победоносные заявления, что мы проживем без Европы, а Китай нам поможет, в кулуарах депутаты приходят к простому выводу: недостающие доходы надо брать с российского потребителя. То, что якобы думцы не хотят лишний раз обременять население и отрасль ЖКХ, не выдерживает никакой критики, потому что только в декабре рост цен на газ составил 9% — люди и так уже фактически спонсируют потери "Газпрома".
Косвенно все происходящее подтверждает тот факт, что долгие разговоры о "слезании с нефтегазовой иглы" не увенчались успехом, по-прежнему львиную долю в бюджете составляют доходы от продажи сырья, и никакое импортозамещение в стране так и не "взлетело". Что, впрочем, и неудивительно при той стоимости газа, нефтепродуктов и металла внутри страны, которую мы имеем сейчас.
Нас постоянно убеждали, что дополнительные доходы от продажи сырья должны обеспечивать финансовую стабильность в дальнейшем, а вкладывать их в производство просто нерыночно, но что в итоге произошло с нашими рентными сверхдоходами, все прекрасно знают. Большую их часть просто складывали в кубышки и держали в валютах недружественных ныне стран, и сейчас мы этими деньгами воспользоваться не можем. Запад заморозил 300 млрд долларов наших резервов — тех самых, которые теперь почему-то предлагается "компенсировать" за счет внутреннего рынка. Да, СССР тоже зависел от поставок углеводородов на Запад, и валютная выручка очень нужна государству, но в России население как жило без этих дополнительных доходов сверхренты, так и живет, эти деньги не работали и не работают на развитие.
"За такой политикой ничего не стоит, кроме сознательно навязанных нам финансовых правил для откачки доходов от нефти и газа и международного присвоения нашей природной ренты. Наша страна не получила товаров и технологий в обмен на наши нефть, газ и зерно. С этой точки зрения сверхблагоприятная конъюнктура по ценам на углеводороды и сырье не была использована, а если сказать грубее, была вывезена и подарена", — говорит оппозиционный депутат Госдумы Оксана Дмитриева и уверяет, что сейчас мы даже не тратим ФНБ на покрытие дефицита бюджета, а просто "работает печатный станок".
Наконец, если мы знаем, что произошло с "Северными потоками" — они взорвались, то что же происходит с газопроводами внутри страны? Владимир Путин еще в 2020 году поручал поэтапно завершить газификацию российских регионов к 2024 году и 2030 году с установлением соответствующих целевых показателей. Тогда к 2035 году на внутреннем рынке могло бы реализовываться до 490-550 млрд м3/год вместо нынешних 274 м3/год. Увы, целевые показатели так и не появились, а ситуация кардинально не меняется. Средний уровень газификации России на 2019 год составлял 70,1%, к 2022 — 73%, а в 2023 году будет лишь 73,8%.
Как говорится, "нет времени на раскачку"?
Модель "сырьевой державы" оказывается все более хрупкой, природная рента просачивается, как песок сквозь пальцы населения, и почему-то становится для него не благом, а наказанием. И вот теперь россияне должны быть наказаны рублем за то, что Европа отказалась от нашего голубого топлива и переходит на американское.