"Билет в будущее" образования: отменят ли ЕГЭ, введут ли профориентацию и что будет с цифровой средой?
Фестиваль профориентации "Билет в будущее" и Всероссийский образовательный форум ВРНС состоялись в Екатеринбурге с участием московских экспертов консервативного толка и чиновников федеральных ведомств. Мероприятие посетил министр образования РФ Сергей Кравцов. В зале собралось около 4 тыс. человек, танцевальные номера сменялись официальными награждениями учителей, а также спикеры поговорили о том, каким видят будущее суверенного образования. Корреспондент Накануне.RU попытался понять, что оно будет из себя представлять.
Уже анонсированный уход от Болонской системы сегодня не подвергается сомнению и никто не высказывает сожалений по этому поводу, но остается непонятным — куда мы движемся и что будет с ЕГЭ? Единый экзамен был заточен именно под прозападную образовательную парадигму, возможно ли эволюционное развитие этого формата?
"Что касается ЕГЭ, то тут противостояние, — заявила руководитель Центра образовательной политики общества "Царьград" Елена Хавченко. — Нам уже официально на государственных площадках говорят, что вопрос об отмене ЕГЭ не обсуждается. При этом Болонская система у нас отменяется, ЕГЭ как единая форма единого экзамена была заточена под эту систему, поэтому неизбежно нужно вернуться к этой дискуссии. Есть масса сообществ, которые имеют хорошую аналитику, и мы можем организовать эту работу в рамках Всемирного народного русского собора для трансформации, эволюции единого государственного экзамена".
Еще одна болезненная точка для нашего общества — цифровизация образования. Изначально цифровая образовательная среда внедрялась как эксперимент для повышения качества знаний. Но с результатами этого эксперимента общество еще не знакомо. А вот то, что родители не знают о методах эксперимента все — уже прямое нарушение прав. Мы писали ранее, что сбор данных и системы распознавания лиц вызывают бурный протест — в Тюмени родители выходят на одиночные пикеты против внедрения биометрии в школах.
"Результатов этого эксперимента общественность не получила, до родителей не была доведена эта информация, и все это вызывает излишнюю напряженность. Методики расчетов нет и в связи с этим есть предложение инициировать обращение в прокуратуру, Следственный комитет, в Счетную палату, в Роспотребнадзор и в Рособрнадзор, чтобы получить результаты эксперимента и аргументацию по излишнему сбору персональных данных. Какие данные собираются? Лицо, голос, эмоциональное состояние, биометрические данные другого характера: слияние медицинской базы хранения данных и учебной базы, излишняя информация относительно родителей, их статуса, к какому классу себя относят — все это пытаются взять под контроль", — заявила в своем выступлении Хавченко.
Также поднимался вопрос о статусе учителя, в этой связи нельзя не упомянуть про инициативу по установлению достойной заработной платы, единой для всех регионов, чтобы остановить отток кадров из малых городов в центр страны и даже за рубеж. При этом необходимо планово снижать почасовую нагрузку учителей. Прозвучало предложение в таблицу KPI губернаторов вносить такой показатель, как средняя нагрузка на учителя по региону. Допустимая нагрузка — 18 часов, в лучшем случае сейчас это 30 или 36 часов, некоторые учителя работают и по 40.
Есть и более смелые предложения. Например, обсуждался вопрос о придании статуса государственных служащих учителям, которые работали определенное количество лет в школе. Если удастся хотя бы историкам как основным трансляторам позиции государства в школе этот статус изменить, то это будет большим достижением.
Хотя, что касается истории, то тут опять все не слава богу. Ведь до сих пор не составлен новый культурно-исторический стандарт, в то время, как новые учебники истории уже пишутся, и перед новым учебным годом мы рискуем получить пособие, в содержании которого мы сомневаемся, сетуют в ВРНС, также там просят особое внимание обратить на новый перечень литературы, изучаемой в школах.
ВРНС также анонсируют создание проекта "Малые школы России", особенно он полезен таким регионам, где уже произошел демографический провал. Малые школы — это прежде всего возрождение села. "Работа по сохранению духовно-нравственных ценностей может лечь в основу формирования идеологического блока, идеологии нашего государства для работы со смежным нашим отделением", — заявила Хавченко.
Основатель "Царьграда" и зампред ВРНС Константин Малофеев обратил внимание собравшихся, что сейчас исторически беспрецедентное время, когда мероприятие ВРНС проходит не как отдельное собрание, а проводится в рамках федерального проекта, инициированого Министерством просвещения РФ. По его мнению, сейчас тот самый момент, когда либеральные силы ослабли, основные деятели этого крыла скрылись за рубежом, и у православно-консервативного большинства есть шанс реально повлиять на политику в образовании, внести вклад в создание идеологии, и за это стоит бороться.
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов в свою очередь отметил, что для создания суверенной системы образования власти сегодня обратились к лучшим традициям советского периода и дореволюционному наследию. Так, особое внимание уделяется обучению новых кадров для экономики, рабочих, инженеров, ученых и строителей. Для этого и запущен проект "Билет в будущее", который включает в себя несколько ступеней профориентации для школьников с 6 класса.
Начинается все с создания в школах профильных предпрофессиональных классов: космические, классы информационных технологий, предпринимательские классы и другие. Направление зависит от востребованности профессии, поясняет министр. В некоторых регионах ученики смогут продемонстрировать свои знания на предпрофессиональных экзаменах, состоящих из теоретической и практической части: теорию проверит школа, а практику будут сдавать в вузах, где ученики могут получить дополнительные баллы и использовать их при поступлении в учреждение среднего профессионального образования или в вузы.
Уже утвержден проект по созданию инженерных классов, судо- и авиа-строительных профилей в 23 регионах РФ. Второе направление профориентации — урочная деятельность. Она включает 100 тыс. разработанных в рамках программы "Билет в будущее" дополнительных материалов для предметов общеобразовательного цикла, а также внеклассное и дополнительное образование с обязательными экскурсиями по производствам, посещением лекториев и технопарков.
"Мы возвращаемся к той лучшей практике советского периода, когда по завершении школы ученик может получить специализацию. Профобучение по программам профессиональной подготовки по рабочим профессиям существующих производственных комбинатов. Такая практика уже есть в Москве, в Московской области, в Ставропольском крае, в Свердловской, Челябинской областях и других регионах. По итогу каждый школьник получит свидетельство о профессии государственного образца", — заверил Кравцов.
Видимо, это как раз то, что имеется в виду, когда говорят про наследие советской школы? "Билет в будущее" должен помочь детям в выборе специальности, а учителям — повысить свою квалификацию, а также получить определенные почести и льготы. Как заявил Кравцов: "Учителя — сегодняшние герои".