Михаил Делягин: "Офшорная аристократия" сделает Россию придатком Китая
Уже больше года экономика страны претерпевает все новые и новые вызовы. Справляться с ними пытаются разными способами, но последнее время слышно в основном только про цифровой рубль и параллельный импорт. А смысл импортозамещения свелся к тому, что импорт идет теперь в основном не из стран Запада, а из Китая. А ведь вопрос, как не стать придатком КНР вместо придатка Запада, даже не ставится. О том, что можно и нужно было сделать за этот экономический год, чтобы экономика развивалась не только в прогнозах Минфина и Минэкономразвития, Накануне.RU рассказал экономист, депутат Госдумы Михаил Делягин:
— Сначала о тех немногих плюсах, которые позволили за последний год удержаться на плаву. Государство довольно существенно повысило эффективность использования бюджетных средств для поддержания экономики, и этих средств из бюджета выделяется довольно много, частично они даже компенсируют общие негативные последствия либеральной макроэкономической политики.
Но разнонаправленность действий бросается в глаза. Мы все еще остаемся, например, в рамках ВТО — с одной стороны, это чудовищная неграмотность, когда министр экономического развития, как выясняется, не знает, что ВТО не регулирует торговлю биржевыми товарами и военными товарами. Официальная позиция Минэкономразвития, которую озвучил министр в Госдуме, заключается в том, что Россия очень много экспортирует и не сможет осуществлять этот экспорт, не будучи членом ВТО. При этом Россия экспортирует товары, которые принципиально не регулируются соглашениями ВТО.
А далее цитирую господина Решетникова дословно: "ВТО является единственным залогом цивилизованной внешней торговли". Когда я у него поинтересовался, понимает ли он санкции под цивилизованной внешней торговлей, он сказал, что по этому поводу российское руководство вырабатывает свою позицию и обязательно ее представит, когда придет время. Правда, когда это время придет, он не знает.
Кроме того, Решетников попытался сказать, что ВТО устанавливает нормы внешней торговли, но потом понял, что он оговорился, исправился и уточнил, что ВТО устанавливает понятия внешней торговли. Видимо, без понятий наши руководители не в состоянии внешней торговлей заниматься. В частности, по его мнению, правительство РФ без ВТО не способно определить, какие пошлины на какие товары вводить и в каких размерах. Без ВТО, без разрешений, которые выдает нам Запад через ВТО, руководить внешней политикой РФ не получается.
То есть Гайдар умер, но дело его живет и реализуется в деятельности многих чиновников, которые мечтают вернуться в 90-е годы.
Все усилия российского государства направлены на то, чтобы решить проблемы с экспортом сырья, включая зерно, вплоть до зерновой сделки. Мысль о том, что можно зерно перерабатывать в муку и экспортировать уже муку, непосильна для нынешних чиновников. То же самое с нефтью — мы можем экспортировать нефть, но огромные проблемы с экспортом нефтепродуктов, потому что все страны используют нефтепродукты для себя, только мы создали систему, при которой производство нефтепродуктов на внутренний рынок убыточно. И при нынешнем руководстве, которое абсолютно довольно социально-экономической политикой и не собирается ее менять в ее принципиальных основаниях, так будет продолжаться либо пока этих людей не заменят, либо пока Россия не будет уничтожена.
Россия может стать придатком Китая — и это не просто опасения, а государственная политика, ведь господин Решетников это еще почти год назад объяснял, что представление о том, что импортозамещение — это замена импорта российским производством — это глубоко устаревшее представление. А с точки зрения нынешнего руководства, замена европейского импорта китайским — это тоже импортозамещение.
Чтобы не стать придатком Китая, нужно развивать собственную промышленность, укреплять внутренний рынок, а для этого нужно провести деофшоризацию и прекратить обналичивание капиталов, то есть прекратить вывод капиталов из страны, прекратить внутреннюю миграцию капиталов в криминальную сферу. Далее следует ограничить произвол монополий, ограничить коррупцию, это все несложно делается, особенно в условиях цифровизации, было бы желание. Нужно ввести разумный протекционизм, чтобы деловую активность развивать в России, а не за ее пределами, а дальше делать дешевый кредит, а для этого ограничить финансовые спекуляции. Кроме того, необходимо снизить внутренние издержки — если произвол монополий не удастся снизить, потому что олигархи проявляют государству ультиматумы по самым разным поводам — тогда придется национализировать базовые отрасли промышленности, чтобы они работали на страну, на снижение издержек для страны, а не на яхты для олигархов.
Но понятно, что это была бы "политическая революция", потому что в этом случае "офшорная аристократия" просто потеряет власть.
- Главная повестка дня всегда под рукой – в нашем Telegram-канале