МЭФ: Мобилизовать средства банков, олигархов и направить в реальную экономику
Начиная с 2012 года президент России издавал майские указы, в которых ставились актуальные национальные цели развития Российской Федерации. В частности, в указе 2012 года для выполнения к 2020 году ставились следующие задачи: войти в пятерку крупнейших экономик мира, создать 25 млн высокотехнологичных рабочих мест, преодолеть бедность, средний класс должен составлять более 50% населения, минимальная зарплата — 24 тыс. руб./мес., средняя зарплата — 70 тыс. руб./мес. и др. Эти цели не достигнуты до сих пор.
В указе 2018 года было предписано к 2024 году достичь следующих целей: устойчивый рост численности населения, ожидаемая продолжительность жизни — 78 лет, снижение уровня бедности в 2 раза, Россия должна войти в десятку стран мира по качеству образования и по объему НИР и др. Позднее срок достижения этих целей был сдвинут с 2024 года на 2030 из-за коронавирусной пандемии и проведения СВО. Но и к этому сроку цели не могут быть достигнуты, если не реализовать предлагаемые Московским экономическим форумом меры.
1. Для экономического роста с темпом 3-5% в год за счет роста производства несырьевых товаров, для создания новых производств и освоения новых технологий требуется рост инвестиций в основной капитал (ИОК) с темпом 6 — 10% в год. Для этого требуется:
1.1. Реформировать налоговую систему, существенно снизив налоги на производство и бизнес (особенно на ту часть прибыли, которая идет на инвестиции в основной капитал), переложив их часть на высокие доходы физических лиц и их дорогую собственность, используя опыт мировой практики. В частности, необходимо осуществить следующие меры, давно реализованные в странах с растущей экономикой:
- доля консолидированного госбюджета должна вырасти с 34 до 45% ВВП;
- ввести прогрессивную шкалу подоходного налога с необлагаемым доходом до 20 тыс. руб./мес., и растущими с ростом доходов ставками — от 13 до 30%;
- снизить ставку НДС в 2 раза, отменить возмещение НДС экспортерам сырья;
- необходимо перераспределить налоговые поступления в пользу региональных и муниципальных бюджетов, увеличив долю налогов, оставляемых в регионах-производителях;
- упростить и сократить до одной страницы налоговую отчетность.
1.2. Обеспечить контроль и ограничить вывоз капитала за границу, отделяя его от оплаты импорта.
1.3. Мобилизовать средства банков, которые составляют более 120 трлн руб.
1.4. Разработать и реализовать нацпроект развития малого и среднего бизнеса, вклад которого в ВВП, по примеру развитых и развивающихся стран, должен вырасти с 20 до 40-50%.
2. Обеспечить сбалансированность экономики. Для этого необходимы следующие меры:
2.1. Существенно снизить цены на внутреннем рынке на сырье, топливо, электроэнергию и металлы. Эти цены у нас по паритету покупательской способности и по отношению к ценам на народные товары в два раза превышают цены в США. Следует вывести из цен необоснованные траты и потери от неэффективного менеджмента, а из внутренних цен вывести избыточные налоги и другие государственные отчисления, перенося их на экспортную часть сырья, физический объем которой в 2 — 4 раза превышает внутреннее потребление.
2.2. Ввести механизмы сокращения издержек и более действенного контроля цен, которые должны умеренно превышать издержки, и механизм контроля фонда оплаты труда, который должен умеренно превышать фонд цен потребительских товаров.
2.3. Ввести механизмы по перераспределению доходов компаний и предприятий в пользу оплаты труда основной массы работников, так чтобы доходы 95% населения выросли с 45 до 60% ВВП (в новых странах ЕС они составляют 70%). При этом следует поддерживать баланс между этими доходами и объем производства товаров и услуг, учитывая рекомендацию, которую дал руководитель экономического чуда послевоенной Германии Людвиг Эрхард: "Покупательский спрос должен умеренно опережать производственные возможности".
3. Для повышения эффективности инвестиций в российскую экономику, которая в 1,5 раз ниже, чем в странах ЕС и других развитых и развивающихся странах, необходимо:
3.1. Отказаться от нынешней кадровой политики назначения на должность руководителей, не прошедших необходимых ступеней освоения профессии и не имеющих руководящего опыта. В руководстве министерств ведущие позиции должны занимать крупные ученые, специалисты, прошедшие школу практического созидания.
3.2. Обязать основные "производственные" министерства и крупные госкорпорации иметь свои опорные проектные и научно-исследовательские институты. Все стратегические решения и проекты должны быть апробированы и санкционированы этими институтами.
3.3. Подготовить меры по приоритетной подготовке инженеров, техников и квалифицированных рабочих, повысив зарплату преподавателей вузов и профтехучилищ в два-три раза. Подъем российского образования и науки должен быть связан не с болонской или другими системами, а с восстановлением лидерства и престижа тех, кто читает лекции, ведет занятия и научные исследования.
3.4. Для реализации нацпроектов в сфере образования, науки и культуры необходимо в течение 5 лет увеличить расходы на них консолидированного бюджета в 2 раза, достигнув уровня новых стран ЕС: на образование — 8% ВВП, на науку — 2,5% ВВП, на культуру — 1% ВВП.
4. Для преодоления острейшего демографического кризиса, связанного с самой высокой смертностью в Европе и падающей рождаемостью, необходимы следующие меры:
4.1. В течение 5 лет увеличить расходы на здравоохранение с 3,7% ВВП до европейского уровня в 7,5%.
4.2. Помимо улучшения благосостояния населения необходима программа поддержки материнства и детства с существенным увеличением ее финансирования. В частности, необходимо двукратное увеличение размера материнского капитала на каждого рожденного ребенка и ежемесячные выплаты матерям двух и более детей в возрасте до 7 лет в размере не менее половины средней медианной оплаты труда в регионе (рост с 1% до 2% ВВП). Дополнительно потребуется увеличение социальных расходов на дошкольное и школьное образование, детский досуг, физкультуру и спорт на 1% ВВП. Часть средств на эти цели можно обеспечить за счет налога на бездетность, который до 1960-х годов составлял в нашей стране 6% от дохода.
Для реализации всех перечисленных мер необходима политическая воля — никаких научных, организационных или методических проблем, которые препятствовали бы выходу страны из длительного кризиса, не существует.