Дедолларизация мира: "Да, доллар подвинется, но не завтра"
В мире происходит постепенный отказ от доллара как резервной валюты, это признала уже и директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева. Ранее на него приходилось порядка 70% мировых резервов, сейчас эта цифра несколько ниже 60%. Отказ от доллара действительно фиксируется, но и альтернативы американской валюте в ближайшее время не будет, считает она. Пока основную конкуренцию составляет евро.
Вопрос ухода от доллара с недавних пор носит более политическую окраску, нежели экономическую — как можно уйти от расчета в международной валюте, на которой завязаны практически все экономики и все страны, даже те, которые ведут неравный бой с "гегемоном"? При этом события прошедшего года показали всему миру, как опасно рассчитываться в валюте страны, которая может санкциями нарушать собственные неписаные и негласные законы. Очень удобно, что они нигде и не записаны — так санкции США пошатнули доверие к доллару.
Международные объединения государств начали выступать с заявлениями о планируемой дедолларизации. Россия и Китай активно ведут взаиморасчеты в нацвалютах, и вот мы слышим новости, как Китай и Бразилия договорились рассчитываться в юанях, и Поднебесная продала за юани первую партию сжиженного газа уже и во Францию. Но, может быть, от долларового мира мы переходим к миру юаня?
"Дедолларизация — это не наши действия, а объективная реальность, связанная с распадом мировых рынков. Глобальные мировые рынки распадаются в силу перехода мира в глобальную депрессию, мир распадается на разные валютные зоны", — говорит экономист Михаил Делягн.
При этом эксперт отмечает, что никаких усилий для создания рублевой зоны в России не предпринимается ни на уровне финансовой политики, ни на уровне общеэкономической — мы довольно быстро идем в юаневую зону и страшно этому радуемся.
"Вместе с тем о предстоящей дедолларизации можно говорить не тогда, когда доля расчетов снизится до какого-то уровня, а когда мы перестанем кассировать значимые для нас товары в долларах. Продавать сырье мы можем хоть за монгольские тугрики, мы можем покупать необходимый нам товар с высокой добавленной стоимостью хоть за израильский шекель, но все цены все равно пересчитываются в доллары. До качественной дедолларизации еще очень далеко", — говорит Делягин.
Эксперты считают, что излишние надежды на юань совершенно не оправданы, экономика Китая значительно отличается от экономики США, и юань никогда не заменит доллар. К тому же, курс юаня еще и занижается.
Страны ЕАЭС поэтапно переходят на национальные валюты в расчетах, напомним, помимо России, в ЕАЭС состоят Армения, Казахстан, Белоруссия и Киргизия. Об отказе от доллара думают и в БРИКС — здесь уже говорят о создании собственной валюты, обеспеченной золотом или другими товарами. О таких планах заявлял зампред Госдумы РФ Александр Бабаков. АСЕАН, куда входят десять государств Юго-Восточной Азии (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины и другие), также анонсируют переход на нацвалюты для усиления финансового устойчивости.
Так или иначе, резервы в долларах сокращаются, а в международных расчетах государства все чаще переходят на собственные валюты. Да, доллар умрет, но только не завтра, считает экономист Евгений Змиев, более удобной валюты пока нет, и на это есть несколько причин.
"В начале 2000-х доля мировых резервов в долларах составляла 72%, в начале 2023 года — 59%, доля снижается, но все равно это доминирующее положение. Четверть мирового ВВП приходится на США. У США рекордный дефицит торгового баланса. Они находятся на первом месте — 1 трлн 180 млрд долларов — у доллара нет других вариантов, только как быть доминирующей валютой. Три критерия для доминирования валюты — крупнейшая экономика, дефицит торгового баланса и наличие прямых экономических связей с большинством стран мира. У США это есть. Таким образом, доллар может уменьшаться в объемах в связи с уменьшением региональных валют, но конца гегемонии доллара не предвидится".
А может ли рубль заменить доллар? При том, что в России профицит торгового баланса — нет, не может. Юань тоже не может стать глобальной валютой, потому что КНР умышленно удерживает курс юаня заниженным к мировым валютам, дабы сохранять свою конкурентоспособность в мировом разделении труда. "Таким образом, он будет удешевлять свой юань и по мере накопления резервов юаня в России и девальвации юаня, наши накопления будут удешевляться. С точки зрения экономики, юань будет занимать все более и более важное место в России, но с точки зрения выгодности таких операций, они будут еще менее выгодными, чем это было с долларом, потому что юань будет удешевляться", — говорит Змиев.
Доллару нет одной альтернативы, но трансформация мировой экономики уже началась? Михаил Делягин делает смелый прогноз, что спустя два выборных цикла в США, к концу десятилетия, доллар уже не будет мировым финансовым гегемоном в силу объективных тенденций.