Злой и добрый китайский полицейский для Украины
"Контактной геополитики" в мире может стать еще большеСкандал с высказываниями посла Китая во Франции Лу Шае не утихает уже несколько дней. Даже сенсационные телефонные переговоры председателя КНР Си Цзиньпина и президента Украины Владимира Зеленского не смогли полностью затмить его в инфополе. Заявления об отсутствии "фактического статуса в рамках международного права" для суверенитета постсоветских государств не на шутку рассердили многих на Западе.
МИД КНР заявил, что Пекин уважает суверенитет всех постсоветских республик, а посольство Поднебесной во Франции удалило стенограмму скандального интервью со своего сайта. Впрочем, сам сюжет французского телевидения и осадок от него остались. Более того, у Лу Шае нашлись защитники в Китае, не только из числа комментаторов "ура-патриотов", но и среди экспертного сообщества.
Например, старший научный сотрудник Куньлуньского института политических исследований Ли Гуанмань обратил внимание на то, что Лу поднял вопрос именно о законности статуса трех прибалтийских государств после их отделения от Советского Союза. Как напомнил китайский политолог, в декабре 1991 г. 11 стран бывшего Советского Союза провели первый саммит глав государств СНГ. На встрече была принята "Алма-Атинская декларация". Эти 11 стран признали территориальную целостность и неприкосновенность границ друг друга.
Однако три прибалтийских государства — Литва, Эстония и Латвия — не присоединились к СНГ и не подписали Декларацию, а Украина вышла из СНГ и "Алма-Атинской декларации" в 2014 г. Соответственно, с юридической точки зрения, границы государств Балтии и Украины не имеют никакой юридической основы в международном праве, указывает Ли Гуанмань.
"Хотя Министерство иностранных дел Китая заявило, что ответ посла Лу на вопросы журналистов не отражает позицию китайского правительства, я считаю, что заявления китайского правительства и посла Лу, на самом деле, совпадают. Это просто две стороны одной медали", — подчеркнул он.
Ответ посла Лу соответствовал исторической правде, но в то же время он задел нервы трех небольших прибалтийских государств и Украины, которые в последнее время очень высоко поднялись в антикитайских настроениях. Вольно или невольно, реплика стала четким сигналом тем странам Центральной и Восточной Европы, которые сотрудничали с антироссийскими силами и неоднократно бросали вызов территориальной целостности Китая по тайваньскому вопросу.
"Страны Балтии и некоторые члены Европейского парламента выразили протест и даже просили французское правительство внести посла Лу в список нежелательных персон. Этот инцидент говорит нам о том, что посол Лу изначально рассказал правду, но подвергся необоснованным и злонамеренным нападкам со стороны антикитайских политиков в этих странах", — считает китайский эксперт.
Со стороны можно вообще заметить игру в доброго и злого полицейского. Злым выступил дипломат, в резкой манере, с большим резонансом, но так, чтобы его слова не вызвали официальных последствий. А добрым — неожиданно сам председатель КНР Си Цзиньпин. Он выступил с мирными инициативами и уважительно общался с украинским президентом, взамен получив от него гарантии признания принципа "Одного Китая". Пекин показал себя миротворцем, причём в важный для себя момент (примерно в то же время южнокорейскийй президент Юн договаривался с руководством США о размещении на Корейском полуострове американских стратегических вооружений).
Было ли это заранее спланированной двухходовкой — неизвестно. Однако Лу Шае до сих пор не получил никаких взысканий, а в самом Китае считают, что дипломат просто решился открыто выразить позицию Пекина, и призывают расширять этот опыт.
"Почему мы не можем взять на себя инициативу по постановке вопросов и инициированию вопросов для атаки и защиты? Например, мы можем продолжать освещать историю и реальность проблемы острова Мэн и проводить крестовый поход общественного мнения против Соединенного Королевства; например, мы можем вести большую историческую пропаганду по истории территориальной экспансии Соединенных Штатов, рассказывая миру, как Соединенные Штаты разделили Мексику войной и аннексировали большое количество земель в Мексике; мы можем сообщить в форме очерка о том, как европейские и американские колонисты оккупировали, убивали, грабили и подавляли латиноамериканские страны", — отмечает Ли Гуанмань.
Более того, активная пропаганда внешнеполитического видения Китая может включать заявления по вопросам в Европе или Латинской Америке, но и по территориальному переустройству в Азии, в частности поставить вопрос о возвращении Китаю архипелага Рюкю (Окинава), где прежде существовало зависимое от Китая государство, в 1875 г. аннексированное Японией. Потсдамская декларация, принятая по итогам Второй мировой войны, ясно дала понять, что условия Каирской декларации должны быть выполнены. Среди пунктов последней значилось ограничение суверенитета Японии крупными островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и мелкими, обозначенными союзниками, причём Окинава не упоминалась как территория, на которой суверенитет Токио однозначно должен сохраняться.
"Китай должен начать существенно продвигать процесс возвращения Рюкю в свой состав. На ранней стадии он может продвигать и освещать историю Рюкю и исторические отношения между Рюкю и Китаем через государственные и негосударственные СМИ, а также начать наступление общественного мнения в пользу возвращения Рюкю в состав Китая", — считает политолог из КНР.
Таким образом, вполне вероятно, что по мере усиления тайваньского кризиса, Пекин всё чаще начнёт прибегать к недипломатичной риторике, а, возможно, и к "контактной геополитике", о которой незадолго до начала спецоперации рассуждал Владислав Сурков.