Уход западной культуры: накрыл железный занавес, или мусор вынес себя сам?
Споры о том, принес ли "железный занавес" больше добра, чем зла СССР, прекратились в 2022 году, чтобы возобновиться с новой силой уже по актуальным поводам. Уход иностранных компаний, прекращение вещания телеканалов и отказ сотрудничать с Россией в сфере искусства некоторых организаций — тренд, продолжающийся второй год, пора подводить итоги? Неужели над Россией вновь опустили железный занавес, но он не чета тому, что был полвека назад, или есть схожие моменты? В этом разбиралось Накануне.RU.
Наверное, стоит различать два демарша Запада по поводу России, одно дело, когда рушатся культурные связи и совсем другое — когда разрушают наши святыни — культурные, религиозные, а главное — памятники воинам, положившим жизни за освобождение Европы. Что касается искусства, то здесь все индивидуально, некоторые деятели продолжают вполне благополучно не только бывать в Европе, но и сотрудничать с заграницей в обход желанию властей тех стран, что вводят порой странные и часто негласные запреты. А вот уничтожение нашей памяти и надругательство над могилами неизвестных солдат — это зона ответственности каждого, кто чтит историю страны.
Зампредседателя ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов напоминает, что история эта началась еще в 90-ые годы. Тогда был подписан ряд соглашений с восточноевропейскими государствами о том, что если им больше не нужны напоминания о подвиге советских солдат, то памятники и надгробия лучше не разрушать, а передавать нам. Или переносить на новые места. Но не всегда, как мы теперь уже видим, эти соглашения работали. С нами мало считались. И почему? Свою память мы и у себя не всегда берегли, к чему это приводит, узнали слишком поздно. Впереди планеты всей ударники десоветизации — Чехия и Польша. Как рассказывает Бакланов, там все идет на уровне национального надругательства над советскими монументами.
"Там практически не было памятников политическим деятелям нашим, там были памятники военным, причем очень небольшое количество нашему высшему составу, маршалам и множество памятников в виде надгробий, — уточняет Андрей Бакланов. — Когда уничтожают эти памятники, уничтожают эпоху. Это оскорбление нашего национального достоинства, наших воинов, которые погибли. В Польше 580 тыс. человек погибло, нашу реакцию я бы назвал абсолютно неадекватной. Иногда пишут ноты, но я как дипломат скажу — ну, кто читает ноты? Ну десять человек читают ноты, ну пятнадцать человек, их почти никогда не публикуют, такой ответ, конечно, есть в дипломатии, но он поверхностный и ни к чему серьезному в нынешних условиях не ведет. Я думаю, что все наши попытки решить вопрос в дипломатическом ключе натыкаются на стену не то, что непонимания, а на стену ненависти".
Да, у нас принят закон об экстерриториальной ответственности, в том числе судебной, уголовной за надругательство над нашими надгробиями. Но прошло два года — кому мы что доказали?
"Мы никак не наказываем за злобность людей, которые берут реванш за свое поражение, за свой коллаборационизм во время Второй мировой войны. Они только ужесточают свою позицию. Я думаю, что на системном уровне потребуется продуманная реакция, которую мы должны выработать в совместном формате — и политики, и военные тоже. Нам нужно действовать в этом вопросе более решительно. Показательное силовое воздействие в тех случаях, когда идет открытое надругательство над нашими захоронениями. Нужно принять соответствующий закон, который приравнивал бы это к акции международного терроризма, а с терроризмом мы успешно боролись в Сирии, действовать военным путем, точечные показательные операции — это необходимость", — говорит Андрей Бакланов.
В сфере кино и литературы все несколько сложнее, часть зарубежных авторов приостановили сотрудничество с издательствами, но книг меньше не стало, тем более при тренде на общее снижение читающей публики не такая уж большая беда. В кинотеатрах продолжают идти американские блокбастеры, но если брать выше — в смысле говорить о фестивальном кино и коммуникации, то, да, стало гораздо сложнее. Кинорежиссёр, народный артист России Николай Бурляев как президент Международного кинофорума "Золотой витязь" говорит о том, что потеря связей ощущается.
Люди побаиваются идти против своих властей и ездить к нам, как раньше, подобное есть и в области живописи, музыкальных оркестров и кино. Раньше на кинофорум "Золотой витязь" ездили предстаивтели 60 стран мира, а сейчас иногда приезжают сербы, иногда болгары, приезжают из Африки, Индии, из Латинской Америки. Но это не сравнить с тем, что было раньше. Хотя Бурляев уверен — все это временно.
"Это временно, когда мир увидит, что Россия представляет новую цивилизационную модель, модель нового разумного государства в неразумном мире — тогда что-то поменяется, — говорит Николай Бурляев. — Почему вы боитесь термина "железный занавес"? Он есть и они его опустили сами. Мы жили 30 лет в нашем культурном безвременье и вседозволенности, глядя на то, что к нам идет с Запада — как бы от них закрыться? А они взяли и закрылись сами".
Бурляев вспоминает при этом слова Андрея Кончаловского, что сейчас Россия оберегает и западную культуру, которая тоже находится в опасности. "Мы ее будем сохранять — их западную культуру", — заключает Николай Бурляев.
Скульптор, народный художник России, автор памятника Королеву Салават Щербаков не видит в "железном занавесе" ничего, кроме возможности обратить внимание на самих себя, по его мнению, у нас есть богатейший духовный и культурный опыт, а есть слои населения, в том числе молодежь, абсолютно далекие от того, что нам оставили предки, от векового наследия, от искусства — балета, классической музыки, живописи. А отсутствие мусорной поп-культуры Запада — не такая уж беда, без нее мы справимся.
"В культурном смысле мы точно выстоим, нам надо выстоять в экономическом противостоянии, в дисциплине, в увеличении населения, в сбережении населения, природу беречь. Вот это наш трудный путь. А культура — это база, на которой можно все это строить", — заключает Салават Щербаков.