В Пакистане назревает хаос: почему за этим пристально следят в Пекине и Москве
Пакистан охватили протесты и страна оказалась на грани гражданской войны после ареста Имрана Хана — бывшего премьер-министра и председателя партии "Движение за справедливость". Его подозревают в отмывании денег в Великобритании. Но это лишь одно из обвинений, с которыми политик столкнулся, оставив свою должность. Сейчас расследования ведутся почти по сотне эпизодов, среди которых, кроме коррупции, значатся: неуважение к суду, участие в подготовке беспорядков, сотрудничество с террористами и богохульство, а за него в Пакистане предусматривается суровое наказание вплоть до высшей меры.
Имран Хан — бывший капитан национальной сборной по крикету, традиционно популярному в стране виду спорта. В политику он пришел уже в зрелом возрасте, созданная им партия в 2018 году победила на выборах, а знаменитый спортсмен возглавил коалиционное правительство. Впрочем, коалиция оказалась непрочной — четыре года спустя премьера сняли с должности. Имран Хан стал первым в истории Пакистана главой страны, смещенным Национальной Ассамблеей, хотя вотум недоверия был вынесен минимально возможным количеством голосов.
В марте полиция уже пыталась задержать опального премьера, но тогда он укрылся в резиденции, охранявшейся сотнями своих сторонников. Сейчас по стране прокатилась волна беспорядков, протестующие требуют освобождения своего лидера и дошли до того, что врывались на военные объекты и поджигали дома военнослужащих, бросая прямой вызов прежде неприкасаемой в Пакистане силе.
Запугать силовиков не удалось — экс-премьер остается под арестом, а сегодня стало известно о задержании бывшего министра иностранных дел Пакистана Шаха Мехмуда Куреши. Его обвиняют в подстрекательстве к протестам. Также задержаны высокопоставленные функционеры "Движения за справедливость", то есть под ударом оказалась вся команда Имран Хана. С другой стороны, размах недовольства говорит о весомой поддержке, которой продолжают пользоваться экс-премьер и его партия. Значит, его устранение с политического поля не принесет его противникам полной победы, а стране стабильности.
Считается, что при Имран Хане отношения Пакистана с США заметно ухудшились, тогда как с Китаем и Россией улучшились. Однако подобная тенденция существовала и раньше.
Пакистан, член "ядерного клуба", вместе с Индией вступили в ШОС в 2016 года, а отношения с Китаем укреплялись еще раньше. В 2015 году Исламабад посетил, подписав многомиллиардные контракты, председатель КНР Си Цзиньпин. 2 ноября прошлого года в Пекин приезжал уже премьер-министр Пакистана Шахбаз Шариф. Он стал одним из первых глав государств, встретившихся с Си Цзиньпином после его переизбрания на ХХ съезде КПК. По сообщениям китайской прессы, Си обсуждал с иностранным гостем то же, что и с предыдущими пакистанскими лидерами, например, транспортный коридор из Синьцзян-Уйгурского автономного округа к порту Гвадар на берегу Индийского океана и модернизацию пакистанских железных дорог.
Таким образом, судьба отношений двух стран и китайских проектов в Пакистане не зависит лично от Имран Хана. Но и хаос в стране нормальной работе экономики не поспособствует, тем более если этот хаос перерастет в гражданскую войну.
Случайно или нет, но волна беспорядков настигла Пакистан в очень важный момент.
- Государство столкнулось с угрозой дефолта. Как сообщает Bloomberg, валютные резервы Пакистана, составляющие 4,5 млрд долларов, остаются крайне низкими и достаточными для покрытия импорта и выплат по внешним долгам всего на один месяц. После этого без дополнительных программ от МВФ ситуация с платежеспособностью становится "неопределенной".
- Как раз на пакистанский порт Гвадар был завязан китайский проект "зернохранилища мирового класса" на целинных землях Казахстана с последующим вывозом зерна в бедные страны Африки и Азии. И буквально вчера стало известно, что Россия прорабатывает альтернативный черноморскому маршрут зернового коридора. Путь через Пакистан все эти годы выглядел не самым удобным — до сих пор отсутствует железная дорога на протяжении маршрута. Следовательно, товары приходится перегружать с железнодорожного на автомобильный транспорт, везти через высокогорье и территории, которые у Пакистана оспаривает Индия. Однако теперь и на накатанном черноморском маршруте возникает множество рисков, коридор "Север-Юг" через Иран тоже требует перегрузки товаров и только-только начинает осваиваться. В такой ситуации дополнительный канал для выхода к мировому океану становится весьма актуальным. А митинги и поджоги в городах по дороге к Гвадару играют на руку противникам этого проекта.
- Как раз накануне беспорядков Пакистан заявил о готовности оплачивать в китайских юанях импорт российской нефти. Причем об этом стало известно до утверждения тех самых программ МВФ, якобы призванных не допустить дефолта.
В такой обстановке начало массовых беспорядков явно усложнит укрепление отношений Исламбада с Пекином и Москвой и может оказаться отнюдь не случайным.