Свердловское министерство провалило профилактику пожаров: в регионе гадают, на что ушли 2,5 млрд рублей
Полпред президента в УрФО Владимир Якушев анонсировал масштабную работу над ошибками после ликвидации ЧС, связанной со стихийными пожарами в Свердловской, Курганской и Тюменской областях. Как следует из анализа полпредства, основные проблемы в этой части сконцентрированы на региональном уровне, а их решение не требует серьезных финансовых вливаний. По сути, речь идет только о налаживании системы подготовительной и организационной работы на местах. Однако, опасаясь ответственности перед федеральным центром, главы регионов начали искать различные оправдания провальной работы: от поджигателей и диверсантов до инцидентов на энергосетях. Между тем, судьба многомиллиардных бюджетов, выделенных на предотвращение пожаров, вызывает много вопросов.
В ходе совещания Владимир Якушев, по сути, вынужден был напомнить руководителям субъектов азбуку профилактики подобных происшествий.
"Прежде всего, это уборка сухой травы, расчистка пожарных проездов в населенных пунктах и придомовых территорий от мусора, легковоспламеняющихся строительных материалов, организация минерализованных полос и так далее. Для этой работы не нужны серьезные финансовые затраты. Она требует активизации организационных ресурсов, работы с жителями, с сельхозтоваропроизводителями и предпринимателями", — прописал главам регионов вполне очевидные истины полпред.
Большинство из озвученных полномочий лежит на регионах. Так, например, в Свердловской области за предупреждение чрезвычайных ситуаций, защиту населения от них, а также организацию выполнения и осуществления мер пожарной безопасности отвечает министерство общественной безопасности, которым руководит Александр Кудрявцев и которое гораздо чаще на слуху у уральцев в связи с согласованием или несогласованием тех или иных публичных протестных акций.
Бюджет профильного министерства составляет порядка 2 млрд в год, в 2022 году он составил 2,5 млрд рублей, а ведомство за минувшие 12 месяцев отчиталось о полном достижении или даже перевыполнении всех целевых показателей в части обеспечения пожарной охраны. В частности, в своем отчете министерство обозначило высокую обеспеченность пожарных основными средствами пожаротушения, защиты, а также почти 100% прикрытие муниципалитетов пожарными частями.
Однако масштабы стихийного бедствия в Свердловской области, в которой на пике горело более 100 тыс. га и почти полностью был уничтожен поселок Сосьва, косвенно указывают на то, что обеспеченность пожарных по факту ниже, а колоссальное финансирование, вероятно, не в полной мере дошло до конечных получателей.
Как рассказал Накануне.RU депутат заксобрания Свердловской области Тарас Исаков, к зоне ответственности министерства общественной безопасности как раз относятся пожары, которые не имеют категории и которые еще можно предотвратить.
"В их компетенцию входит локализация, профилактика, предупреждение пожаров. К прочему, они должны прописывать угрозы и формировать для правительства предложения по организации системы пожарной безопасности. Сейчас мы понимаем, что, возможно, где-то эти риски необходимо более предметно прописывать. Общаясь с пострадавшими, я слышал, что, например, в Сосьве на 7 тыс. человек всего две пожарные машины, как и в другом поселении на 300 человек. А в другом населенном пункте на 2 тыс. жителей, допустим, восемь машин. Если этот так, то нужно четко думать об угрозах и перераспределять средства с максимальной эффективностью", — добавил депутат.
Именно локализацию и ликвидацию пожаров в течение первых суток возгорания вице-премьер РФ Виктория Абрамченко назвала единственным возможным способом победить стихию. По словам политолога Анатолия Гагарина, одной из функций министерства является мобилизация и организация граждан в подвижные группы, способные оперативно реагировать на возгорания до прибытия профессиональных пожарных. Однако основной задачей сейчас для ведомства и региона должно стать формирование регулярной системы наблюдения и предупреждения пожаров.
"Как мы видим, важна не столько система тушения, сколько система профилактики и предотвращения пожара, которая должна быть основана на постоянном наблюдении. То, что сейчас происходит в Свердловской и Курганской областях, должно стать для федеральных властей тревожным звоночком о необходимости пересмотреть всю систему в целом, от самих требований до материальной обеспеченности. Конечно, уже на текущий день нанесен огромный ущерб и в дальнейшем можно ожидать больших и серьезных проверок причин ЧП, по результатам которых будут сделаны выводы", — считает собеседник издания.
Однако вместо этого, судя по всему, осознавая масштабы ЧС и степень ответственности, губернаторы наиболее пострадавших регионов пытаются всеми силами снять с себя ответственность, продвигая через подконтрольные каналы тезисы об умышленных поджогах, диверсиях и причастности третьих лиц? Предположительно, на достижение этих PR-целей регионами УрФО были заложены десятки миллионов рублей. Основные расходы, предположительно, могли прийтись на Свердловскую и Курганскую область.
Так, ранее в сети были опубликованы видео, на которых неизвестные якобы пытаются намеренно поджечь лес в Свердловской области. В некоторых телеграм-каналах появились сканы обращения свердловского минприроды в ГУ МВД из-за "вспышек света", которые, вроде бы, предшествовали некоторым пожарам. Выдвигались даже предположения, что за такого рода диверсиями стоят спецслужбы Украины. Однако даже если такие случаи имели место, то это вовсе не снимает задач по профилактике пожаров, которая, судя по происходящим событиям, практически не ведется. В итоге, после широкого резонанса полицейский региональный главк, а затем и сам свердловский губернатор Евгений Куйвашев опровергли информацию о поджигателях.
Зато экзотическими версиями продолжил делиться глава соседней Курганской области Вадим Шумков, он накануне заявил, что причиной пожаров могли стать... короткие замыкания на электросетях, за которые ответственны энергокомпании. Сами энергетики назвали такие выпады несостоятельными и опровергли свою причастность к возгораниям.