Новая напасть: почему корь идет по России
Если коронавирусная инфекция, наделавшая много шуму в 2020 году, была из разряда "нечто новое и совсем не знакомое", так как мутация ковид-19 возникла впервые, то с корью человечество живет очень давно. Большинство до сих пор уверены, что корь — это какой-то детский недуг. Отчего же такие серьезные и взрослые опасения возникли из-за вспышки вируса?
Корь очень заразна, болезнь делится на две фазы: в первой повышается температура, появляются симптомы респираторного заболевания, коньюктивит, на 2-5 день на слизистой оболочке рта образуются характерные для кори пятна, именно по ним диагноз можно поставить определенно точно. Во второй фазе появляется сыпь сначала на лице, а затем высыпания спускаются по шее на грудь, руки и ниже. Взрослые, даже те, кто не болел в детстве корью, менее чувствительны к заражению, но само заболевание может протекать у взрослых гораздо тяжелее, чем у детей.
В довакцинальный период примерно 2,5 млн детей умирали от кори. Потому не стоит относиться к заболеванию слишком легкомысленно, предупреждают специалисты — это смертельная болезнь и протекает она очень тяжело, это стоит учитывать. Взрослые болеют редко — если человек переболеет в детстве, то имеет стойкий, пожизненный иммунитет. Но протекает болезнь у взрослых тяжело: развивается температура более 40 градусов, домашним лечением тут не обойтись, эксперты подтверждают: заболевших часто переводят сразу в реанимацию.
Как бы болезнь ни протекала, легко или тяжело, корь дает серьезные осложнения в виде коревой анергии, развивается паралич иммунной системы от полугода до трех лет. Эксперты считают, что если бы в свое время удалось привить 95% населения, то корь постигла бы судьба оспы, ее удалось бы изжить навсегда. Хотя благодаря профилактике в СССР особых проблем с корью не возникало.
"Да, в основном болеют дети, — соглашается профессор вирусологии Анатолий Альтштейн. — А случаи описания персидскими врачами заражения корью были еще в 9 веке, а в 18 веке уже хорошо знали об этой болезни, с тех пор в медицине она определенно идентифицируется. Огромное количество людей болело корью. В довакцинный период считалось, что 9 детей из 10 в возрасте до 10 лет корью переболевают, это была такая всеобщая болезнь и в цивилизованных странах довольно редко корь вызывает серьезные осложнения, еще реже она вызывает смерть. А что касается стран, где наблюдается нехватка питания у детей или нехватка витамина А, как в странах Африки, то болезнь становится гораздо более смертельной и опасной".
Почему же в России вдруг возникла вспышка кори? Врач иммунолог-аллерголог Владимир Болибок уверен, что первые случаи были завозные. А далее болезнь просто распространилась от человека к человеку. Почему же это стало возможным, если у нас давно есть вакцина?
"Что касается уровня привитости, то в некоторых регионах он достаточно высокий, поэтому глобальное распространение, которое приведет к эпидемии или пандемии, вряд ли случится в России. Все ограничится локальными вспышками в отдельных местах, в отдельных регионах, где каналы передач в основном идут среди эмигрантов", — уверен Болибок.
Эксперты считают, что новая история с корью началась даже не в этом году, а несколько ранее, крупные вспышки кори были в 2018-2019 годах, и не только в России, но и в Европе, и в США.
"Например, в 2018 году было выявлено около 2,5 тыс. случаев кори, в 2019 году уже 4,5 тыс., сейчас мы идем по треку 2019 года, — говорит иммунолог, эксперт по общественному здоровью и международному здравоохранению, кандидат медицинских наук Николай Крючков. — Это был многолетний максимум, после этого, в 2020 году, была заметная просадка, до более чем 1 тыс. случаев, в 2021 году был абсолютный минимум — лишь несколько десятков случаев. С отменой антиковидных ограничений, а если точнее, из-за недостаточной точечности в охвате вакцинации от кори многолетней, произошел накопительный эффект".
Возвращение на трек роста заболеваемостью кори к 2019 году — не очень хорошая новость, так как ситуация, по мнению врача, может усугубляться дальше, проблема не была решена, а была лишь задержана ограничительными мерами в два года ковида. Тем более, процент "антипрививочников" за эти два года несколько вырос, считает Крючков — и это тоже может сыграть свою роль.
"На данный момент риска эпидемии нет, — говорит Николай Крючков. — Но вспышка будет крупная. Мы идем по максимальному треку за последние годы. Есть вероятность, что мы приблизимся к цифре в 4,5 тыс. заболевших. Если уже сейчас Роспотребнадзор сообщает, что тысяча детей официально заболела корью, со взрослыми побольше будет, а это еще не прошла и половина года".